Цели: знакомство учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве
Д. Дефо.
Вопросы:
1. Кто такой Даниель Дефо?
2. Назовите даты жизни писателя.
3. Что вы знаете о родителях знаменитого романиста?
4. В каких странах побывал Дефо, с чем это связано?
5. В каком возрасте писатель взялся за создание всемирно известного романа «Робинзон Крузо»? В каком году было написано это произведение? (1719.)
6. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»?
III. Чтение VI главы романа «Робинзон Крузо».
Аналитическая беседа по вопросам:
1. Что больше восхитило вас в действиях героя?
2. Какими чертами характера обладал герой?
3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?
4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.
5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?
6. Подумайте, что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний?
7. Какие еще «робинзонады» вы знаете? (Ж. Верн. «Таинственный остров», В. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Домашнее задание: прочитать сказку Х. К. Андерсена «Снежная королева».