Дата……
День……
Цели урока: раскрыть своеобразие природы региона, составить комплексную характеристику самой большой страны Восточной Азии; создать географические образы самых крупных частей Китая.
Средства обучения: карты атласа (политическая Евразии, хозяйственной деятельности населения, физическая Китая, социально-экономическая Центральной и Восточной Азии, тематические), учебные картины и экранные пособия.
Основные представления и понятия: виды равнин по происхождению, горы, нагорья, взаимодействие океана и суши, муссоны, широтная зональность и высотная поясность, природный комплекс, природные богатства, этнос, образ жизни, материальная и духовная культура народа, отрасли хозяйства, антропогенные ландшафты.
Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты всемирного культурного наследия.
Межпредметные связи: Древний Китай (история)
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Географическое положение и состав территории Восточной Азии
Рассказ учителя. Особенности и общие черты природы региона.
2. Географическое положение Китая, состав территории, характеристика природы
Практическая работа. Определить и оценить географическое положение страны; составить характеристику основных компонентов природы (рельефа, климата, вод, растительности). Раскрыть влияние океана на природу страны.
Задание. Сравнить природу Восточного и Западного Китая, объяснить причины различий. Совершить воображаемое путешествие по Восточному Китаю с севера на юг, используя тематические карты атласа. Установить изменения в климате и растительности, объяснить причины.
Учебное исследование. По картам атласа и тексту учебника (стр. 248-252) познакомиться с природными богатствами страны, определить их размещение и взаимное расположение (например, близкое расположение полезных ископаемых и др.), оценить природные богатства и сделать вывод.
3. Население Китая
Беседа. Актуализация знаний учащихся о Древнем Китае.
Объяснение учителя. Особенности этнического состава населения страны, размещение по территории, особенности материальной и духовной культуры китайцев; крупные города.
Сообщение учащихся. Темы “Вклад китайского народа в мировую культуру”.
4. Хозяйство страны
Беседа. На основе каких природных богатств развивается промышленность и сельское хозяйство Китая? Установить соответствие: природное богатство – вид хозяйственной деятельности.
Практическая работа. По картам определить принципы размещения отраслей промышленности в Китае. Какие сельскохозяйственные культуры и где выращивают в стране?
Задание. Выделить на территории страны антропогенные комплексы, объяснить их размещение. На основе текста учебника (стр. 248-252) показать на контурной карте размещение видов хозяйственной деятельности и крупных городов Китая.
5. Комплексная характеристика Монголии
Учебное исследование. Анализ тематических карт и составление страноведческой характеристики Монголии (или учебная игра – соревнование групп на лучшее описание Монголии).
Закрепление изученного
Какие контрасты в природе, размещении населения и видов хозяйственной деятельности были установлены в ходе учебного исследования?
Оцените с позиций хозяйственной деятельности природные богатства Восточного и Западного Китая. В какой части страны особенно много городов? Почему?
Проведите комплексное сравнение Монголии и Западного Китая, сделайте вывод.
Совершите воображаемое путешествие с юга на север по Восточному Китаю и с востока на запад по параллели 35° с. ш. через всю страну, сделайте вывод по результатам равнения.
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку