Урок 60 ЛЕГЕНДА О ДАНКО ИЗ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

0
656
физика

Урок 60 легенда о Данко из рассказа «старуха изергиль»

Цели: познакомить с содержанием легенды, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование.

Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения.

– Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими? (Романтизм, романтический – направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Реализм, реалистический – творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.)

– К каким произведениям – романтическим, реалистическим – относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Реалистические произведения – изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей.

Романтические произведения – изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни.

– К каким произведениям относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света.

Безумству храбрых поем мы славу».

2. Анализ легенды о Данко.

– Где происходят события легенды?

Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей.

«Не своротить камня с пути думою».

– Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)

Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).

– Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели – пройти через весь лес.)

– В чем, по мнению людей, вина Данко?

– Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («…От жалости к людям…».)

– Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце – солнце, люди – камни.)

– Как велика благодарность людей Данко? («…Люди… не заметили смерти… наступил на гордое сердце ногой…».)

– Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.)

– Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)

– Отражена ли главная мысль легенды в иллюстрации?

3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов – «Что сделаю я для людей…» до конца).

III. Подведение итогов урока.

– Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете?

Домашнее задание: прочитать рассказ Горького из «Сказок об Италии» – «Мать изменника».