Цель урока: 1) Сформировать знания о причинно-следственной связи образования постоянных ветров и осадков; 2) Развивать знания о значении атмосферы;
3) Воспитывать логическое мышление.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Климатическая карта
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Значение атмосферы для жизни на Земле (поглощает ультрафиолетовые лучи, защищает от чрезмерного перегрева и охлаждения; тропосфера – 9/10 частей всего воздуха, фабрика погоды – стихийные бедствия; климат – многолетний режим погоды в определенной местности; определяет хозяйственную деятельность человека)
2. Климатические карты (изотермы, изобары, изогиеты; подстилающая поверхность; географическая широта – угол падения солнечных лучей)
3. Пояса атмосферного давления (три пояса с низким давлением – экваториальный и два умеренных; четыре пояса с высоким давлением – 2 тропических и 2 полярных; горизонтальные и вертикальные движения воздушных масс; над экватором – восходящие потоки воздуха, над тропиками – нисходящие; воздух двигается от поясов высокого давления к поясам низкого, образуя постоянные ветры)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Исключительно жаркое лето, почти безоблачное небо, сильный ветер-самум характерны для пояса (тропического)
2.Антарктида – это (материк)
3. Как мы называем широту и долготу земной поверхности? (географическими координатами)
4. Земная кора имеет наибольшую толщину (в Гималаях)
5. Все направления будут южными на (Северном полюсе)
6. Индейцы – коренное население (Америки)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Что такое ветер? Какие их виды вы знаете? Как изменяется погода в нашей местности при понижении давления? Что такое атмосферные осадки? Какие виды знаете? В каком воздухе больше влаги – в теплом или холодном? Проблемный вопрос: установить причинно-следственную связь возникновения ветров и осадков
V.Объяснение новой темы.
1. Воздушные массы и преобладающие ветры (воздушные массы – большие объемы воздуха с однородными свойствами; 4 типа – экваториальные, тропические, умеренные, арктические; ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении; пассаты – ветры, дующие от пояса высокого давления к экватору; западные ветры – от тропиков к умеренным широтам)
2. Распределение осадков (на экваторе больше
VI.Усвоение новой темы.
1. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)
2.Между какими географическими широтами на Земле формируются, в основном, области высокого давления воздуха? (30-40°)
3. Падение температуры воздуха зимой происходит из-за прихода воздушных масс (арктических континентальных)
VII.Домашнее задание. § 7, рис.22 (правый)
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Формирование климатических условий определяет не только географическая широта и высота Солнца над горизонтом, но и движение воздушных масс