Урок 6
Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения
Цели: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; дополнить представления учащихся об интонации восклицательной и невосклицательной.
Оборудование: сигнальные карточки со знаками . , ? , ! .
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Выполнение упражнения 26, с. 19.
– Прокомментируйте «шаги» написания этих букв и буквосочетаний.
2. Запись под диктовку слов: вилка, вал, бор.
– Объясните значение слов: вал, бор.
Вал – длинная земляная насыпь, очень высокая волна.
Бор – хвойный лес.
II. Словарная работа.
– В слове перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочитать слово – название посуды.
РАЛАКТЕ (тарелка).
– Поставьте в слове ударение.
– Какая буква слышится нечетко?
– Запомните написание этого слова.
– Вспомните все словарные слова, которые мы изучали. Исправьте ошибки Буратино.
Марков, питух, торелька.
– Составьте со словом тарелка предложение.
– Дайте характеристику этому предложению.
– Запишите его. (Составивший предложение записывает его на доске с комментированием.)
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель вывешивает схему и просит отнести записанное предложение в одну из групп:
– Докажите свой выбор.
– Что содержат предложения с восклицательной интонацией, и какой знак препинания ставится в конце таких предложений?
– С вопросительной?
– С невосклицательной?
IV. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 27, с. 19.
– Посмотрите на стихотворение Ю. Мориц. Чем отличается задание от тех, что мы выполняли раньше?
(В этом стихотворении нет ни одного знака препинания.)
– Я буду читать стихотворение, а вы поднимите карточку с нужным знаком препинания.
Учитель читает стихотворение построчно. После каждой строки дети поднимают карточку и доказывают свой выбор. Ответ начинают со слов: «Это предложение содержит…, поэтому я выбрал знак…».
– Спишите стихи, расставляя знаки препинания. Подчеркните слово-вопрос в вопросительных предложениях.
Взаимопроверка.
2. Выполнение упражнения 28, с. 20.
– Прочитайте колыбельную песню.
– Что содержит первое предложение?
– С какой интонацией оно произносится?
– Какой знак препинания стоит в конце?
– Прочитайте предложения с точкой в конце. Что они содержат? С какой интонацией произносятся?
– Последнее предложение. С какой интонацией произносится? Что содержит? Найдите слово-вопрос.
– Найдите предложение про огни. (В доме погасли огни). Спишите его.
– Найдите предложение про мышку. Спишите его.
3. Выполнение упражнения 29, с. 21.
– Прочитайте пословицу.
– Как вы ее понимаете?
– Прочитайте вопросы к заданию. Что содержит эта пословица? (Совет.)
– С какой интонацией произносится?
– Какой знак нужно поставить в конце пословицы? Запишите ее по памяти.
Самопроверка.
V. Итог урока.
– Расскажите о предложениях по схеме:
– С каким словарным словом познакомились?