Цели: обобщить изученное в основной школе по теме «Стилистические функции устаревших форм слова»; создать условия для формирования умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Работа с текстом из книги Л. И. Скворцова (учебник, упр. 270) «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»: краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора, подготовка устных сообщений.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Ответы на следующие вопросы:
– В каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие?
– Какие внешние воздействия влияют на происходящие в нашем языке изменения?
– Какие изменения в языке происходят наиболее активно, какие лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: организация самостоятельной работы (учебник, упр. 271).