Цели урока: сформировать у учащихся знания о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую среду, животный мир; показать основные факторы, способствующие вымиранию видов и предложить возможные пути природоохранной деятельности.
Оборудование: таблицы, рисунки, стенды, диафильм «Восстановление численности животных», книги по охране животного мира, в том числе «Красная книга».
Оформление кабинета. Столы образуют круг. Стенды, на которых помещена информация о редких и исчезающих видах животных (иллюстрации, сопровождаемые описанием биологии вида, перечень животных, занесенных в Красную книгу МСОП, республики или области; плакаты, призывающие к защите, охране животного мира и т. д.).
Предварительная подготовка к конференции: подготовка докладов, можно провести конкурс плакатов на природоохранную тему. Учащиеся, не задействованные в подготовке теоретической части конференции, могут быть привлечены к написанию листовок «Сохрани!» (о биологии редких и исчезающих видов животных). Любая работа, выполненная ответственно, оценивается. На столах присутствуют тематические карты с заданиями тренинга и чистые листы бумаги (на которые учащиеся в ходе конференции будут записывать вопросы к докладчикам).
Действующие лица: председатель конференции, специалисты-экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, представители прессы и учащиеся, интересующиеся вопросами охраны животного мира.
Ход урока
Председатель конференции открывает заседание:
Уважаемые господа! Разрешите открыть конференцию, тема которой «Мы и братья наши меньшие». Здесь присутствуют известные специалисты разных областей биологической науки.
. Представляет участников. (Перед каждым участником конференции — табличка с названием его специальности).
Доклад «О современном положении дел в области охраны природы» (1-й специалист-эколог).
Вопросы журналистов:
Какое значение в деле охраны природы имеет Красная книга?
Какова роль школьников в деле охраны животного мира? (Можно приготовить памятки для школьников).
(Если есть вопросы из аудитории, то можно ответить на 1—2, остальные же фиксируют свои вопросы на листах).
Доклад «Развитие хищнического отношения к природе. Причины вымирания животных» (специалист-эколог 2). (Рассказ сопровождается показом кадров диафильма «Восстановление численности животных»). Доклад дополняется сообщениями специалистов: орнитолога, териолога, герпетолога, ихтиолога, энтомолога о вымерших видах животных и о современном состоянии охраны природы.
Вопросы журналистов:
Каковы основные причины вымирания животных?
По словам докладчика, для пополнения видового состава ценных животных возможен завоз их из других стран. Какие примеры вы можете привести?
Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным прессом? •
При описании биологии конкретных видов всегда подчеркивается их хозяйственное значение с указанием вреда или пользы. А может, было бы лучше уничтожить их, и никаких проблем?
Ведущий конференцию (председатель) закрывает заседание:
Спасибо, коллеги, за содержательные доклады. Я думаю, что каждый сегодня задумался не раз над тем, что сохранить на Земле травы зелеными, а зверей живыми — это долг перед своей совестью, перед грядущими поколениями. Ясно, что одним ученым-специалистам в деле охраны природы при всем их горячем желании не справиться – нужны ваши понимание и содействие, понимание и содействие всех жителей планеты Земля.
Домашнее задание:
§6, вопросы, конспекты.
Рекомендуемая литература
Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины — М., 1985 г.
Я познаю мир. Мир зверей. — Ярославль,2001 г.
Красная Книга России.
Региональная Красная Книга.
О Прослушав доклады на конференции, ответьте на вопросы теста, составьте вопросы по теме или опорный конспект.
Тематическая карта (пример)
В Красной книге России находятся:
а) лесная куница; г) амурский тигр;
б) обыкновенный еж; д) заяц-русак.
в) соболь;
Выберите из списка названия животных, которые были на грани истребления, а затем спасены человеком и вновь обрели промысловое значение:
а) кабан; д) речной европейский бобр;
б) лось; е) каменная куница;
в) зубр; ж) лошадь Пржевальского;
г) соболь; з) горностай.
На какой из перечисленных особо охраняемых территорий полностью исключена хозяйственная деятельность:
а) заказник; в) национальный парк;
б) заповедник; г) санитарно-курортная зона.
В заповеднике запрещено:
а) исследовать животных;
б) собирать грибы;
в) коллекционировать насекомых для научных целей;
г) отлавливать животных для их кольцевания;
Правильны ли утверждения (да или нет):
а) животные имеюттолько положительное значение для человека;
б) в природе не бывает вредных или полезных животных, каждый из них по-своему важен для природы;
в) человек повинен в гибели многих видов животных;
г) под влиянием человека многие виды изменили свои территории;
д) для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники и заказники;
е) закон об охоте запрещает охоту на редкие виды.
Какой из перечисленных способов увеличения числа промысловых животных является наиболее эффективным и почему:
а) введение законов, ограничивающих промысел;
б) искусственное разведение;
в) улучшение условий местообитания..
Ответы: 1 — г; 2 — б, г, д; 3 — б; 4 — б; 5: да — б, в, г, д, е, нет — а; 6 — в.
В степях до появления человека обитало большое количество травоядных животных. В североамериканских прериях паслось 75 млн. бизонов, 40 млн. вилорогих антилоп, не считая грызунов. Евразийские травяные кущи с аппетитом объедали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов, 10 млн. сайгаков, 5 млн. дзеренов, 20 млн. сурков, несчетные орды мелких грызунов и крупных степных птиц — дроф и стрепетов. Почему же подавляющая часть этих огромных стад исчезла с лица планеты?
Среди перечисленных животных есть исчезнувшие по вине человека, находящиеся на грани исчезновения и спасенные человеком от вымирания. Распределите указанные виды по соответствующим колонкам таблицы.
Сайгак, дронт, кулан, лошадь Пржевальского, тарпан, бизон, зубр, стеллерова корова, белый медведь, индийский носорог, лось, синий кит, кашалот, калан, джейран; тур, странствующий голубь, бобр, соболь, слоновая черепаха, выхухоль, выдра, журавль — стерх, гепард, дрофа, моа (гигантский страус).