Урок 6. Мы и братья наши меньшие Урок-конференция. Тема урока: Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира

0
610
информация

Цели урока: сформировать у учащихся знания о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую среду, животный мир; показать основные фак­торы, способствующие вымиранию видов и предложить возможные пути при­родоохранной деятельности.

Оборудование: таблицы, рисунки, стенды, диафильм «Восстановление численности животных», книги по охране животного мира, в том числе «Красная книга».

Оформление кабинета. Столы образуют круг. Стенды, на которых помеще­на информация о редких и исчезающих видах животных (иллюстрации, соп­ровождаемые описанием биологии вида, перечень животных, занесенных в Красную книгу МСОП, республики или области; плакаты, призывающие к защите, охране животного мира и т. д.).

Предварительная подготовка к конференции: подготовка докладов, можно провести конкурс плакатов на природоохранную тему. Учащиеся, не задейст­вованные в подготовке теоретической части конференции, могут быть прив­лечены к написанию листовок «Сохрани!» (о биологии редких и исчезающих видов животных). Любая работа, выполненная ответственно, оценивается. На столах присутствуют тематические карты с заданиями тренинга и чистые лис­ты бумаги (на которые учащиеся в ходе конференции будут записывать вопро­сы к докладчикам).

Действующие лица: председатель конференции, специалисты-экологи, ор­нитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, представители прессы и учащиеся, интересующиеся вопросами охраны животного мира.

Ход урока

Председатель конференции открывает заседание:

Уважаемые господа! Разрешите открыть конференцию, тема которой «Мы и братья наши меньшие». Здесь присутствуют известные специалисты разных областей биологической науки.

. Представляет участников. (Перед каждым участником конференции — табличка с названием его специальности).

Доклад «О современном положении дел в области охраны природы» (1-й специалист-эколог).

Вопросы журналистов:

Какое значение в деле охраны природы имеет Красная книга?

Какова роль школьников в деле охраны животного мира? (Можно при­готовить памятки для школьников).

(Если есть вопросы из аудитории, то можно ответить на 1—2, остальные же фиксируют свои вопросы на листах).

Доклад «Развитие хищнического отношения к природе. Причины вы­мирания животных» (специалист-эколог 2). (Рассказ сопровождается показом кадров диафильма «Восстановление численности животных»). Доклад дополняется сообщениями специалистов: орнитолога, терио­лога, герпетолога, ихтиолога, энтомолога о вымерших видах животных и о современном состоянии охраны природы.

Вопросы журналистов:

Каковы основные причины вымирания животных?

По словам докладчика, для пополнения видового состава ценных жи­вотных возможен завоз их из других стран. Какие примеры вы можете привести?

Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антро­погенным прессом? •

При описании биологии конкретных видов всегда подчеркивается их хозяйственное значение с указанием вреда или пользы. А может, было бы лучше уничтожить их, и никаких проблем?

Ведущий конференцию (председатель) закрывает заседание:

Спасибо, коллеги, за содержательные доклады. Я думаю, что каждый се­годня задумался не раз над тем, что сохранить на Земле травы зелеными, а зве­рей живыми — это долг перед своей совестью, перед грядущими поколениями. Ясно, что одним ученым-специалистам в деле охраны природы при всем их горячем желании не справиться – нужны ваши понимание и со­действие, понимание и содействие всех жителей планеты Земля.

Домашнее задание:

§6, вопросы, конспекты.

Рекомендуемая литература

Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины — М., 1985 г.

Я познаю мир. Мир зверей. — Ярославль,2001 г.

Красная Книга России.

Региональная Красная Книга.

О Прослушав доклады на конференции, ответьте на вопросы теста, со­ставьте вопросы по теме или опорный конспект.

Тематическая карта (пример)

В Красной книге России находятся:

а) лесная куница; г) амурский тигр;

б) обыкновенный еж; д) заяц-русак.

в) соболь;

Выберите из списка названия животных, которые были на грани ист­ребления, а затем спасены человеком и вновь обрели промысловое зна­чение:

а) кабан; д) речной европейский бобр;

б) лось; е) каменная куница;

в) зубр; ж) лошадь Пржевальского;

г) соболь; з) горностай.

На какой из перечисленных особо охраняемых территорий полностью исключена хозяйственная деятельность:

а) заказник; в) национальный парк;

б) заповедник; г) санитарно-курортная зона.

В заповеднике запрещено:

а) исследовать животных;

б) собирать грибы;

в) коллекционировать насекомых для научных целей;

г) отлавливать животных для их кольцевания;

Правильны ли утверждения (да или нет):

а) животные имеюттолько положительное значение для человека;

б) в природе не бывает вредных или полезных животных, каждый из них по-своему важен для природы;

в) человек повинен в гибели многих видов животных;

г) под влиянием человека многие виды изменили свои территории;

д) для сохранения редких и исчезающих видов организуют запо­ведники и заказники;

е) закон об охоте запрещает охоту на редкие виды.

Какой из перечисленных способов увеличения числа промысловых животных является наиболее эффективным и почему:

а) введение законов, ограничивающих промысел;

б) искусственное разведение;

в) улучшение условий местообитания..

Ответы: 1 — г; 2 — б, г, д; 3 — б; 4 — б; 5: да — б, в, г, д, е, нет — а; 6 — в.

В степях до появления человека обитало большое количество травояд­ных животных. В североамериканских прериях паслось 75 млн. бизо­нов, 40 млн. вилорогих антилоп, не считая грызунов. Евразийские травяные кущи с аппетитом объедали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов, 10 млн. сайгаков, 5 млн. дзеренов, 20 млн. сурков, несчетные орды мелких грызунов и крупных степных птиц — дроф и стрепетов. Почему же подавляющая часть этих огромных стад исчезла с лица планеты?

Среди перечисленных животных есть исчезнувшие по вине человека, находящиеся на грани исчезновения и спасенные человеком от выми­рания. Распределите указанные виды по соответствующим колонкам таблицы.

Сайгак, дронт, кулан, лошадь Пржевальского, тарпан, бизон, зубр, стеллерова корова, белый медведь, индийский носорог, лось, синий кит, кашалот, калан, джейран; тур, странствующий голубь, бобр, со­боль, слоновая черепаха, выхухоль, выдра, журавль — стерх, гепард, дрофа, моа (гигантский страус).