Урок 6. Типы развития насекомых. Тема урока: типы развития насекомых.

0
13

Цели урока: выяснить особенности размножения и развития насекомых; продолжить формирование умений работать с таблицами, рисунками, кол­лекциями.

Оборудование: таблицы «Майский жук», «Бабочка-капустница», «Капуст­ная тля», «Озимая совка», «Жук-щелкун», коллекции насекомых: «Развитие с полным превращением», «Развитие с неполным превращением», диафильм «Класс Насекомые».

Ход урока

Организационный момент

Контроль и закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке

Фронтальный опрос.

Сколько отделов в теле насекомого?

Органами осязания у большинства насекомых являются …

Дыхальца насекомых расположены …

Ротовой аппарат грызущего типа у мухи или стрекозы?

Общественное поведение свойственно …

Органами дыхания насекомых являются …

Органами выделения насекомых являются …

Сколько пар ходильных ног у насекомого?

Какую функцию выполняет кровь у насекомых?

Где заканчиваются выделительные трубочки у насекомых?

Какие типы ротового аппарата встречаются у насекомых?

Какие органы расположены у насекомых на груди?

Чем отличаются насекомые от других членистоногих?

Опрос у доски.

О Заполните пропущенные места. Докажите принадлежность жука-пла- вунца к данным систематическим группам. lOiacc готовит вопросы от­вечающему.

Тип:….

Подтип:….

Класс:….

Вид: жук-плавунец.

Карточки-задания для индивидуальной работы учащихся.

Рассмотрите рисунки. Можно ли отнести этих животных к насекомым и почему? Какие признаки членистоногих характерны для них?

Активизация познавательной активности

Учитель показывает рисунок тли крупным планом.

Всем известные травяные тли могут размножаться с невероятной быстро­той. Пятнадцать поколений их меняется за лето (подсчитано, что в тех субтро­пиках, где около 300 теплых дней в году, потомство одной тли вырастает в 1013 раз). Мало того! Тлям свойственно размножаться без участия самца. Иногда несколько поколений сменяется, и только последующее дает самцов. Вот и получается, что самке-тле может быть от роду полтора месяца, а потомства у нее не сосчитать. И еще что удивительно! Тли живородящи, а точнее яйцежи­вородящи, потому что развитие каждой тли идет за счет желтка яйца, но в ор­ганизме самки. Странные существа!

О чем мы сейчас говорили?

Что такое размножение?

Как называется способ размножения, при котором идет образование яиц, с которого и начинается развитие нового организма?

У тлей имеются самки и самцы, значит, тли — это…

Что это значит?

В размножении тли участвуют только женские особи — самки. Возможно ли это? Да, такой способ размножения называют партеногенезом. Партеноге­нез — один из способов полового размножения, при котором развитие нового организма идет из неоплодотворенного яйца. Партеногенез обычен не только у тлей, но и у щитовок, палочников и других насекомых.

Как идет развитие тли?

Как называется такое развитие?

Все ли насекомые размножаются таким образом?

Какие приспособления выработались у насекомых в связи с наземным образом жизни касательно размножения?

Изучение новой темы

Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради. На доске за­писаны термины:

размножение половой диморфизм

раздельнополые животные оплодотворение внутреннее

половое размножение метаморфоз

прямое развитие непрямое развитие, или

партеногенез развитие с метаморфозом

Почти все насекомые раздельнополы (кадр 41). У многих хорошо выражен половой диморфизм, то есть самцы и самки сильно отличаются друг от друга.

Как вы думаете, с чем это связано?

Иногда эти различия связаны у самок с приспособлением к откладке яиц:

очень длинные яйцеклады (у самок наездников, кузнечиков, рогохво­стов и др.);

расширенные голени у самок, зарывающихся в почву для откладыва­ния яиц (у многих насекомых);

широкое брюшко у самок, откладывающих большое количество яиц (такие самки бывают более грузными, чем самцы (кадр 35), и хуже лета­ют. Нередко самки не способны летать вообще; самцы обладают отлич­ным обонянием, позволяющим найти самку по запаху).

И ногда различия в строении самцов и самок не имеют явного приспособи­тельного значения. Иногда самцы и самки различаются по строению ротовых органов. Так, у самки жука-оленя жвала развиты нормально, а у самца очень сильно увеличены и изменены (кадр 14), превратившись только в «турнирное оружие», как и у настоящего оленя. У самца жука-носорога на голове рогообразный вырост, которого нет у самки и т. п.

Обычным способом размножения у насекомых является обычное половое размножение, но нередко наблюдается и партеногенез.

Половое размножение — размножение, в основе которого лежит оплодо­творение, то есть слияние двух половых клеток — гамет — женской и муж­ской. Женские гаметы — яйцеклетки развиваются в яичниках самки, мужские гаметы — сперматозоид — в семенниках самцов.

Партеногенез — развитие из неоплодотворенного яйца.

Оплодотворение у высокоорганизованных групп насекомых (бабочек, жу­ков, двукрылых) внутреннее; при этом самец вводит в тело самки семенную жидкость. Семенная жидкость ни мгновения не остается во внешней среде, а значит и не подвергается воздействиям окружающей среды, что во много раз повышает вероятность оплодотворения.

Большинство насекомых откладывает яйца. У разных видов форма, окраска и размер яиц очень разнообразны. У насекомых яйца покрыты скорлупой, защи­щающей их от неблагоприятных воздействий. Самки насекомых откладывают свои яйца там, где выходящие личинки смогут сразу же найти для себя соответст­вующий корм. При переходе взрослой стадии насекомых к жизни в воздушной среде возможны были два пути эволюции. В одном случае и личинки стали пере­ходить к такому же образу жизни, как взрослые. Но жизнь на открытой поверх­ности требует более сложного строения. Поэтому у тех насекомых, у которых личинки ведут такой же образ жизни, как взрослые, но уже в открытой, воздуш­ной среде, они из яйца выходят на более высокой ступени развития. Это путь, по которому шло развитие насекомых с неполным превращением.

Другой путь эволюции был связан с тем, что личинки продолжали вести скрытый образ жизни в почве и других укрытиях, приспосабливаясь к нему все совершеннее, а взрослые насекомые вели открытый образ жизни, активно летая и отыскивая подходящие места для развития потомства. Приспособление одних стадий к одному образу жизни, а взрослых к другому сделало невозможным пере­ход из личиночного состояние во взрослое путем обычной линьки. Потребова­лась стадия куколки — стадия перестройки. Это путь развития насекомых с полным превращением или развитие с метаморфозом (метаморфоз, от греч. metamorphosis — превращение, переход к чему-либо другому, перемена состоя­ния). Чем больше отличается строение личинки от строения взрослого насеко­мого, тем сильнее идут перестройки в теле куколки (а в теле куколки идут процессы разрушения личиночных тканей и образование тканей и органов взрослого насекомого). При сложных перестройках в первые дни после окукли­вания основная масса внутренних органов куколки представляет жидкую массу.

Рассмотрим на конкретных примерах, как происходит развитие насеко­мых, чем отличаются по строению и образу жизни личинки от взрослых осо­бей у насекомых, развитие которых происходит с превращением.

О Рассмотрите таблицы. Определите, какой тип развития проходит насе­комое. Как вы это определили? Запишите фазы развития и охарактери­зуйте каждую кратко.

Один ученик работает с таблицей у доски. Классу предлагается прослушать сообщения о капустной тле, озимой совке, жуке-щелкуне.

Как вы думаете, какой тип развития насекомых более совершенный — с полным или неполным превращением? Почему? Поможет ответить на вопрос глава «Значение развития с превращением», § 27.

Какое значение имеет каждая из стадий в развитии с полным превраще­нием?

Почему в личиночной стадии насекомые многократно линяют, а во взрослом состоянии нет?

В конце урока учащиеся делают обобщение и отмечают следующее: насе­комые размножаются половым способом; у многих из них самки отличаются от самцов; характерны для них два типа развития: развитие с полным и развитие с неполным превращением.

Домашнее задание

§ 27, вопросы после параграфа, термины. Используя § 27, заполнить таб­лицу «Особенности строения и образа жизни гусеницы и бабочки капустной белянки». (Дается образец таблицы; ряд сведений, которых в учебнике нет, уже внесен).

Особенности строения и образа жизни гусеницы и бабочки-капустницы»

Признаки

Особенности

гусеницы

бабочки

Образ жизни питание

способ добывания пиши

способ передвижения

питаются нектаром

Внешнее строение форма тела окраска тела

ротовой аппарат число усиков число пар ног

крылья отделы тела

червеобразная сине-зеленая, с жел­тыми полосками и темными пятнами

нет

три пары грудных чле­нистых ножек

голова, грудь и длин­ное брюшко

удлиненная

мучнисто-белая с темны­ми углами на передней паре крыльев сосущий в виде хоботка

Органы дыхания

Выводы:

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь