Урок 59. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза

0
608

Цели урока: раскрыть строение и значение зрительного анализатора; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей, показать взаимосвязь строения и функций, ярко выраженной в этом органе; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», влажный препарат «Глаз круп­ного млекопитающего», разборная модель глаза.

Ход урока

Организационный момент

Проверка знаний

Индивидуальная работа по карточкам

Карточка № 1. Объясни значение термина «анализатор». Начерти схему зри­тельного анализатора. Какое значение в жизни человека имеют анализаторы?

Карточка № 2. Осмыслите факты:

Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, вы­писывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кож­ным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.

Некоторые специалисты в области парфюмерии очень точно различают от­тенки в запахах духов, одеколонов и других ароматических веществ.

Зрительный анализатор различает цветовые ощущения в пределах видимо­го спектра солнечных лучей. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи че­ловеческий глаз не видит.

О каких свойствах анализаторов говорят эти факты?

Карточка № 3. Заполните таблицу: Анализаторы

Название анализатора

Раздражитель

Местонахождение рецептора

Функцни

Карточка № 4. Объясните, чем различаются термины «орган чувства», «рецеп­тор», «анализатор».


Органы чувств человека

Название

Местоположение рецепторов

Функция (какие раздражители воспринимает)

2. Фронтальная работа с классом

– В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он______________________ .

Закончите предложение (непрерывно получает и анализирует информацию, пос­тупающую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного ор­ганизма).

На карточках – заданиях:

Вставьте в текст пропущенные слова.

Анализаторы, по представлению И. П. Павлова, состоят из периферического ре­цепторного отдела, который (‘воспринимает раздражение’), проводникового отдела, по которому (передается’) (‘сигнал’) от (рецепторов1) к (центру), и центрального, или «(мозгового)», конца, где заканчивается центростремительный путь и происхо­дит анализ и синтез воспринимаемых раздражений. Раздражение каждого рецеп­тора связано, как правило, с ощущениями совершенно определенного характера. Раздражители, к которым рецептор приспособлен, называют (адекватными), или (специфическими). Существуют также и (неадекватные), или (неспецифические), раздражители; к их восприятию рецептор не приспособлен, поэтому они не служат критерием оценки непосредственной специфической функции конкретного анали­затора.

Что такое специфическая возбудимость анализаторов и как ее можно дока­зать?

Объясните биологический смысл, заложенный в выражении «посыпались ис­кры из глаз»?

Что такое иллюзии и на чем они основаны?

Иллюзии – это искаженные, ошибочные восприятия.

Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Ил­люзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особеннос­ти анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.).


 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь