Цели урока: раскрыть строение и значение зрительного анализатора; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей, показать взаимосвязь строения и функций, ярко выраженной в этом органе; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.
Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», влажный препарат «Глаз крупного млекопитающего», разборная модель глаза.
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка № 1. Объясни значение термина «анализатор». Начерти схему зрительного анализатора. Какое значение в жизни человека имеют анализаторы?
Карточка № 2. Осмыслите факты:
Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.
Некоторые специалисты в области парфюмерии очень точно различают оттенки в запахах духов, одеколонов и других ароматических веществ.
Зрительный анализатор различает цветовые ощущения в пределах видимого спектра солнечных лучей. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человеческий глаз не видит.
О каких свойствах анализаторов говорят эти факты?
Карточка № 3. Заполните таблицу: Анализаторы
|
Карточка № 4. Объясните, чем различаются термины «орган чувства», «рецептор», «анализатор».
Органы чувств человека
|
2. Фронтальная работа с классом
– В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он______________________ .
Закончите предложение (непрерывно получает и анализирует информацию, поступающую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного организма).
На карточках – заданиях:
Вставьте в текст пропущенные слова.
Анализаторы, по представлению И. П. Павлова, состоят из периферического рецепторного отдела, который (‘воспринимает раздражение’), проводникового отдела, по которому (передается’) (‘сигнал’) от (рецепторов1) к (центру), и центрального, или «(мозгового)», конца, где заканчивается центростремительный путь и происходит анализ и синтез воспринимаемых раздражений. Раздражение каждого рецептора связано, как правило, с ощущениями совершенно определенного характера. Раздражители, к которым рецептор приспособлен, называют (адекватными), или (специфическими). Существуют также и (неадекватные), или (неспецифические), раздражители; к их восприятию рецептор не приспособлен, поэтому они не служат критерием оценки непосредственной специфической функции конкретного анализатора.
Что такое специфическая возбудимость анализаторов и как ее можно доказать?
Объясните биологический смысл, заложенный в выражении «посыпались искры из глаз»?
Что такое иллюзии и на чем они основаны?
Иллюзии – это искаженные, ошибочные восприятия.
Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.).