Урок 58. Значение органов чувств. Анализаторы

0
5
информация

Цели урока: раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, зна­чении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека; видах ощущений; раскрыть взаимодействие анализаторов, роЛь ощущений и вос­приятия в жизни человека, в познании окружающего мира.

Оборудование: таблицы «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Обо­нятельный и вкусовой анализаторы».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

На столах у учащихся коробочки, склеенные из бумаги. В них нельзя заглядывать до сигнала учителя. Учитель поместил в коробочки предметы, которые должны вы­звать несомненный интерес у учащихся (например, мешочек с любым содержимым и запахом), ароматизированная способом бархатная коробочка, плод каштана, су­хие соцветия синеголовники или ворсянки, плод декоративной тыквы и т. д.

Учащиеся по сигналу учителя открывают коробочки и рассматривают предмет. После этого дается задание, составить полную характеристику этого предмета. Уча­щиеся работают в течение 2-3 мин, затем происходит обмен полученной информа­цией.

Каким путем вы получили эту информацию о предмете?

Используя органы чувств и знания о свойствах и качествах предметов. Об отде­льных свойствах предмета нам сообщают наши ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Ощущение: это средство, с помощью кото­рого формируются наши знания об окружающем мире.

Сколько у человека чувств? (Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.)

Оказывается, и шестое чувство у нас тоже имеется — чувство равновесия. Все это

«внешние» чувства. Есть еще и те, что слушают организм изнутри.

Мозг каждый миг получает разнообразную информацию: о взаимоотношениях костей в суставах, о напряжении мышц и натяжении сухожилий (так называемое костно-мышечное чувство, которое позволяет с закрытыми глазами знать, в каком положении друг относительно друга находятся части тела).

Поступают в мозгтакже сигналы о химическом составе крови, о давлении крови в сосудах, о степени наполнения желудка, кишечника, мочевого пузыря и т. д.

Не все из этих внутренних чувств человек осознает.

Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней и внут­ренней среды? (Это рецепторы.)

В них энергия внешнего мира, как писал И.П. Павлов, перерабатывается в не­рвный процесс. Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобра­зующие раздражения в нервное возбуждение. Рецепторы расположены в специали­зированных органах чувств, их в организме множество. Например, на 1 см2 кожи имеется от 200 до 400 чувствительных окончаний, а всего их на поверхности тела


до 8 мм. Во всех внутренних органах около 1 млрд рецепторов. Они обращены как внутрь организма, так и во внешний мир.

Как вы думаете, почему И.П. Павлов назвал рецепторы своеобразными щу­пальцами мозга.

Центры спинного мозга и ствола го­ловного мозга

Центры промежуточного мозга

Центры коры больших полушарий Рецепторы – «щупальца мозга»

► Нервные концевые аппараты,

первыми восприняв внешние сигна­лы, стимулируют к работе мозг.

Что произойдет, если человек или животное лишится рецепторов? Луч­шим ответом на этот вопрос представ­ляется следующий факт. В свое время С.П. Боткин показал И.М. Сеченову больную, которая ощущала внешний мир только через осязание одной руки. Все ее органы чувств были поврежде­ны. Больная все время спала, и, толь­ко постучав по руке, ее можно было разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по ее руке.

По таблицам учитель показывает органы зрения, слуха, вкуса, кожного чувства, а далее формулирует вопросы:

Где находятся рецепторы, и что является их раздражителями?

Какие рефлексы возникают при раздражении рецепторов органа обоняния, органа вкуса?

Какие рефлексы появляются в ответ на раздражение кожных органов чувств?

Как идут рефлекторные дуги всех этих рефлексов?

Через какие нервы и через какие зоны коры больших полушарий?*

Учитель уточняет ответы учащихся, обращает внимание на специфичность рецеп­торов разных органов чувств, воспринимающих определенные раздражения. При­нцип строения органов чувств: рецепторы и вспомогательные части этих органов, помогающие улавливать определенные раздражители, усиливающие раздражение, защищающие органы.

Учитель чертит на доске схему и подводит учащихся к раскрытию понятия «Ана­лизатор».


между деревьями. Лишь постепенно мы выделяем в виде отдельных свойств зеле­ный цвет листьев и хвои, белый цвет стволов берез, красно-бурый цвет коры сосен, темно-бурый цвет коры елей, голубой цвет неба. Об отдельных свойствах окраски предметов нам сообщают наши зрительные ощущения.

Точно так же воспринимаются звуки леса. Первоначально этой лесной шум от колеблющихся ветром листьев и ветвей деревьев, затем мы выделяем в этом шуме скрип стволов, шелест листьев, звон и стрекотание летающих насекомых, пение птиц, звуки человеческого голоса. Разные по силе, тембру, продолжи­тельности, высоте и ритму, эти звуки дифференцируются в отдельные слуховые ощущения.

Ощущение – это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств.

Долгое время было не ясно, как именно события внешнего мира и внутренние изменения преобразуются в ощущения. Объяснение нашел российский физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал учение об анализаторах, или сенсорных системах (от лат. sensus – «чувство», «ощущение»).

Что такое анализатор?

Какое отличие между понятиями «орган чувств» и «анализатор».

Самостоятельная работа учащихся по изучению вопроса «Строение и функции

анализатора» (Уч. Б.: § 55, с. 174-176; Уч. К.: § 48, с. 242; Уч. Д.: § 51).

Анализатор – это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий. Например, обонятельный анализатор состоит из обонятельных рецепторов, обонятельных нервов и обонятельной зоны коры больших полушарий. Реально существующие предметы и явления внешнего мира действуют на органы чувств. Возникающие в органах чувств нервные импульсы по нервам доходят до участков зон коры больших полушарий и вызывают ощущения. На основе ощущений, благодаря деятельнос­ти коры больших полушарий образуются восприятия, которые отражают в нашем сознании не отдельные свойства вещей (цвет, запах, вкус, тяжесть), а их в целом

яблоко, автомашина и другой объект. Так в результате работы анализаторов люди правильно отражают и воспринимают внешний мир в своем сознании).

Да, мы воспринимаем не только отдельные свойства, но и весь предмет, т.е. наш мозг анализирует, выделяет эти свойства и тут же синтезирует, объединяет их, схва­тывает предмет в целом.

Вспомните, как вы составляли характеристику предмета. Пальцы ощупывали его поверхность (шероховатая, гладкая, ровная, бугристая, теплая, холодная, сухая, влажная, колючая), глаза различали форму, цвет, другие признаки и т. д. Все они ис­ходили от одного предмета и поэтому всегда повторялись в более или менее сходном сочетании. Это привело к образованию соответствующих связей в коре. Благодаря им возникло отражение предмета в целом. Оно называется восприятием.

Процессы анализа и синтеза совершаются в мозгу таких высокоразвитых организ­мов, как человек, очень быстро, практически одновременно. Большое значение в восприятии имеет прошлый опыт. Он позволяет по отдельным деталям быстро вос­становить весь образ.

Как вы думаете, как воспринимают лес люди разных специальностей: лесо­вод, работник лесной промышленности, охотник, врач, художник?

(Лесоводкак предмет его заботы и охраны, работник лесной промышленностикак объект для производства мебели и бумаги, охотник – как благоприятное место для охоты, врач

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь