Урок 58. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

0
683

Задачи: систематизировать и обобщить знания об измене­нии природных комплексов под влиянием деятельности человека и убедить учащихся в необходимости ограничивать антропогенные нагрузки на природные комплексы с целью их сохранения; обоб­щить знания о неисчерпаемых и исчерпаемых, возобновимых и не­возобновимых природных ресурсах; подвести учащихся к выводам

о необходимости бережного отношения к природе Земли.

Ход урока

Проверка знаний и умений по теме «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

Индивидуальный устный опрос по ключевым моментам пре­дыдущего урока.

Проверка письменного домашнего задания в тетрадях.

Вводная беседа и подготовка к систематизации и обоб­щению имеющихся знаний по теме.

Учитель организует беседу по воспроизведению опорных зна­ний о классификации ресурсов по принципу исчерпаемости, о под­ходах к охране и сбережению отдельных видов ресурсов. Учащим­ся надо доказать, что деление ресурсов на группы весьма условно и что даже неисчерпаемые природные ресурсы могут быть непри­годными для использования. Обобщая ответы, учитель обращает внимание на то, что в своей жизни и хозяйственной деятельности человек использует в той или иной степени все природные компо­ненты, которые становятся природными ресурсами. С развитием общества и производства увеличивается количество и объем ис­пользуемых природных ресурсов. Вспомним, что брали от природы древние славяне, какими ресурсами пользовались их потомки в конце XIX века, и сравним, как стремительно расширяется добыча и использование полезных ископаемых в начале XXI века.

В настоящее время главным ресурсом все больше начинают считать территорию как таковую. В самом деле, именно террито­рия является основой всего. На ней располагается все, без террито­рии нет ни общества, ни производства, ни ресурсов. Территориаль­ные ресурсы в настоящее время важнейший фактор развития, но ресурсы эти ограниченны. Поэтому использовать их надо особенно продуманно, с наибольшей пользой для общества.

Оцениваем ли мы рельеф как природный ресурс? Сравним, как использует человек рельеф равнинный и горный. В настоящее вре­мя горы осваиваются достаточно интенсивно. Горные ледники – резерв пресной воды, альпийские луга – не только прекрасные па­стбища, но и растительный генофонд.

Интенсивное развитие техники и производства требует все большего количества ресурсов, многие из которых стремительно истощаются. Атмосферный кислород, воздух, пригодный для ды­хания человека, всегда считался ресурсом неисчерпаемым. А сей­час надо задуматься, каким ресурсом его назвать – исчерпаемым или неисчерпаемым. Площадь лесов, продуцирующих кислород, постоянно сокращается. Приземный слой воздуха загрязняется вы­бросами транспорта, предприятий.

Систематизация и обобщение знаний по теме.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Вариант 1

Назовите возобновимые ресурсы.

В чем причины потери плодородия почв и сокращения зе­мельных ресурсов?

В чем причины сокращения уловов рыбы в наших внутрен­них водоемах (реках, озерах) и каковы пути увеличения этих запа­сов?

Обозначьте на контурной карте: а) районы наибольшего со­средоточения пахотных земель; б) территории, подверженные зем­летрясениям.

Вариант 2

Укажите особенности размещения водных ресурсов.

Как влияет разработка месторождений полезных ископаемых на состояние окружающей среды?

При прокладке трубопроводов нормами предусмотрено от­торжение на каждые 100 км 400 га земли. Неизбежны ли эти поте­ри?

Обозначьте на контурной карте: а) районы, наиболее богатые лесными ресурсами; б) территории, подверженные засухам.

На работу отводится 20 мин. Оставшееся время учитель ис­пользует для рассмотрения нового для учащихся понятия – «гео­графический прогноз».

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 45, 46, выписать в тетрадь ключевые по­нятия темы (рациональное природопользование, охрана природы, географический прогноз) и дать их объяснения.