Задачи: систематизировать и обобщить знания об изменении природных комплексов под влиянием деятельности человека и убедить учащихся в необходимости ограничивать антропогенные нагрузки на природные комплексы с целью их сохранения; обобщить знания о неисчерпаемых и исчерпаемых, возобновимых и невозобновимых природных ресурсах; подвести учащихся к выводам
о необходимости бережного отношения к природе Земли.
Ход урока
Проверка знаний и умений по теме «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».
Индивидуальный устный опрос по ключевым моментам предыдущего урока.
Проверка письменного домашнего задания в тетрадях.
Вводная беседа и подготовка к систематизации и обобщению имеющихся знаний по теме.
Учитель организует беседу по воспроизведению опорных знаний о классификации ресурсов по принципу исчерпаемости, о подходах к охране и сбережению отдельных видов ресурсов. Учащимся надо доказать, что деление ресурсов на группы весьма условно и что даже неисчерпаемые природные ресурсы могут быть непригодными для использования. Обобщая ответы, учитель обращает внимание на то, что в своей жизни и хозяйственной деятельности человек использует в той или иной степени все природные компоненты, которые становятся природными ресурсами. С развитием общества и производства увеличивается количество и объем используемых природных ресурсов. Вспомним, что брали от природы древние славяне, какими ресурсами пользовались их потомки в конце XIX века, и сравним, как стремительно расширяется добыча и использование полезных ископаемых в начале XXI века.
В настоящее время главным ресурсом все больше начинают считать территорию как таковую. В самом деле, именно территория является основой всего. На ней располагается все, без территории нет ни общества, ни производства, ни ресурсов. Территориальные ресурсы в настоящее время важнейший фактор развития, но ресурсы эти ограниченны. Поэтому использовать их надо особенно продуманно, с наибольшей пользой для общества.
Оцениваем ли мы рельеф как природный ресурс? Сравним, как использует человек рельеф равнинный и горный. В настоящее время горы осваиваются достаточно интенсивно. Горные ледники – резерв пресной воды, альпийские луга – не только прекрасные пастбища, но и растительный генофонд.
Интенсивное развитие техники и производства требует все большего количества ресурсов, многие из которых стремительно истощаются. Атмосферный кислород, воздух, пригодный для дыхания человека, всегда считался ресурсом неисчерпаемым. А сейчас надо задуматься, каким ресурсом его назвать – исчерпаемым или неисчерпаемым. Площадь лесов, продуцирующих кислород, постоянно сокращается. Приземный слой воздуха загрязняется выбросами транспорта, предприятий.
Систематизация и обобщение знаний по теме.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Вариант 1
Назовите возобновимые ресурсы.
В чем причины потери плодородия почв и сокращения земельных ресурсов?
В чем причины сокращения уловов рыбы в наших внутренних водоемах (реках, озерах) и каковы пути увеличения этих запасов?
Обозначьте на контурной карте: а) районы наибольшего сосредоточения пахотных земель; б) территории, подверженные землетрясениям.
Вариант 2
Укажите особенности размещения водных ресурсов.
Как влияет разработка месторождений полезных ископаемых на состояние окружающей среды?
При прокладке трубопроводов нормами предусмотрено отторжение на каждые 100 км 400 га земли. Неизбежны ли эти потери?
Обозначьте на контурной карте: а) районы, наиболее богатые лесными ресурсами; б) территории, подверженные засухам.
На работу отводится 20 мин. Оставшееся время учитель использует для рассмотрения нового для учащихся понятия – «географический прогноз».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 45, 46, выписать в тетрадь ключевые понятия темы (рациональное природопользование, охрана природы, географический прогноз) и дать их объяснения.