Цели: сформировать представление об особенностях различия субрегионов Африки; продолжить формирование навыков работы с картой, различными источниками информации; развивать умение слушать, конспектировать, выделять главное, формулировать вопросы.
Оборудование: настенные карты Африки: физическая и экономическая, атласы, учебники.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Опрос
Задания на проверку знания фактического материала:
1. Расскажите об особенностях структуры земельного фонда Африки. Какие проблемы возникают связи с именно таким соотношением земель?
2. Каковы особенности развития сельского хозяйства на континенте?
3. Разделите сельскохозяйственные культуры на потребительские и товарные: пшеница, маниок, ямс, кофе, бобы, сизаль, батат, какао, пряности, эфиромасличные культуры.
Задания на проверку понимания причинно-следственных связей:
1. Объясните богатство минеральных ресурсов Африки.
2. Почему в странах Африки проблемы сельского хозяйства стоят очень остро?
Задания на проверку умений:
1. Пользуясь картой, сделайте анализ агроклиматических ресурсов Африки.
2. Сравните роль Нила и Конго в хозяйстве стран по территории, которых они протекают.
II. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Этот урок можно построить в виде урока-практикума, урока-семинара и т. д.
Роль этих уроков-практикумов особенно важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепят знания, полученные на лекции, изучат новый материал на основе работы с разными источниками информации.
Урок-практикум можно построить на основе выполнения заданий индивидуально, попарно или в группе. Отличаются они и по характеру предложенных заданий — работа по плану, по инструктивным карточкам и т. д.
В отличие от традиционных уроков, где постоянно на самостоятельную работу выделяется от 5 до 15 мин, уроки-практикумы требуют особенно тщательного планирования деятельности учащихся в течение почти 40 мин, смены ее характера и эмоциональной нагрузки. Учитель сам решает, индивидуальную работу он предложит учащимся или групповую.
Учащиеся должны быть заранее информированы о таких уроках, понимать их целевую установку, знать порядок проведения и форму контроля. Особое значение приобретает оборудование рабочего места: наличие атласов, учебников, справочной литературы, подборки статей из периодической печати, контурных карт, листка с заданием или инструктивной карточки. Желательно, чтобы придать выступлениям учащихся наглядность и яркость, учитель или сами учащиеся заранее готовят картины с ландшафтами регионов Африки, фотографии, иллюстрации и т. д.
В начале занятия учитель рассказывает о делении Африки на экономические субрегионы.
Далее учащимся (которые уже поделены на 5 групп, с учетом их индивидуальных характеристик) предлагается поработать с источниками информации и составить образ территории «своего» региона и образ регионов других групп. Описание «своего региона» учащиеся готовят по плану, который дан в таблице. Подбирают наглядные материалы, находят в источниках информации дополнительные факты. Два-три ученика в группе работают над подготовкой вопросов оппонентам.
Затем идет обсуждение работ. Группы задают друг другу вопросы и производят запись тезисов выступающих в тетрадь. Работа должна быть оформлена в тетради в виде таблицы. Учитель и его помощники дают оценку выступающим, которая заносится в журнал.
III. Практическая работа
Заполните таблицу «Сравнение субрегионов Африки».
Черты сравнения |
Северная Африка |
Западная Африка |
Восточная Африка |
Центральная Африка |
ЮжнаяАфрика |
1. ЭГП 2. Состав 3. Характеристика населения а) Урбанизация б) Плотность в) Этнический состав 4. Природные ресурсы 5. Сельское хозяйство 6. Промышленность 7. Транспорт 8. Энергетика 9. Рекреационное хозяйство |
|
|
|
|
|
III. Домашнее задание
Подготовка к семинару по теме «Африка». Вопросы к занятию раздаются заранее.