Урок 57. Различия регионов Африки

0
842

Цели: сформировать представление об особенностях различия субрегионов Африки; продолжить формирование навыков работы с картой, различными источниками информации; развивать умение слушать, конспектировать, выделять главное, формулировать вопросы.

Оборудование: настенные карты Африки: физическая и экономическая, атласы, учебники.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Опрос

Задания на проверку знания фактического материала:

1. Расскажите об особенностях структуры земельного фонда Африки. Какие проблемы возникают связи с именно таким соотношением земель?

2. Каковы особенности развития сельского хозяйства на континенте?

3. Разделите сельскохозяйственные культуры на потребительские и товарные: пшеница, маниок, ямс, кофе, бобы, сизаль, батат, какао, пряности, эфиромасличные культуры.

Задания на проверку понимания причинно-следственных связей:

1. Объясните богатство минеральных ресурсов Африки.

2. Почему в странах Африки проблемы сельского хозяйства стоят очень остро?

Задания на проверку умений:

1. Пользуясь картой, сделайте анализ агроклиматических ресурсов Африки.

2. Сравните роль Нила и Конго в хозяйстве стран по территории, которых они протекают.

II. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Этот урок можно построить в виде урока-практикума, урока-семинара и т. д.

Роль этих уроков-практикумов особенно важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепят знания, полученные на лекции, изучат новый материал на основе работы с разными источниками информации.

Урок-практикум можно построить на основе выполнения заданий индивидуально, попарно или в группе. Отличаются они и по характеру предложенных заданий — работа по плану, по инструктивным карточкам и т. д.

В отличие от традиционных уроков, где постоянно на самостоятельную работу выделяется от 5 до 15 мин, уроки-практикумы требуют особенно тщательного планирования деятельности учащихся в течение почти 40 мин, смены ее характера и эмоциональной нагрузки. Учитель сам решает, индивидуальную работу он предложит учащимся или групповую.

Учащиеся должны быть заранее информированы о таких уроках, понимать их целевую установку, знать порядок проведения и форму контроля. Особое значение приобретает оборудование рабочего места: наличие атласов, учебников, справочной литературы, подборки статей из периодической печати, контурных карт, листка с заданием или инструктивной карточки. Желательно, чтобы придать выступлениям учащихся наглядность и яркость, учитель или сами учащиеся заранее готовят картины с ландшафтами регионов Африки, фотографии, иллюстрации и т. д.

В начале занятия учитель рассказывает о делении Африки на экономические субрегионы.

Далее учащимся (которые уже поделены на 5 групп, с учетом их индивидуальных характеристик) предлагается поработать с источниками информации и составить образ территории «своего» региона и образ регионов других групп. Описание «своего региона» учащиеся готовят по плану, который дан в таблице. Подбирают наглядные материалы, находят в источниках информации дополнительные факты. Два-три ученика в группе работают над подготовкой вопросов оппонентам.

Затем идет обсуждение работ. Группы задают друг другу вопросы и производят запись тезисов выступающих в тетрадь. Работа должна быть оформлена в тетради в виде таблицы. Учитель и его помощники дают оценку выступающим, которая заносится в журнал.

III. Практическая работа

Заполните таблицу «Сравнение субрегионов Африки».

Черты сравнения

Северная Африка

Западная Африка

Восточная Африка

Центральная Африка

ЮжнаяАфрика

1. ЭГП

2. Состав

3. Характеристика населения

а) Урбанизация

б) Плотность

в) Этнический состав

4. Природные ресурсы

5. Сельское хозяйство

6. Промышленность

7. Транспорт

8. Энергетика

9. Рекреационное хозяйство

III. Домашнее задание

Подготовка к семинару по теме «Африка». Вопросы к занятию раздаются заранее.