Цели: раскрыть черты характера Васютки; проанализировать мотивы его поведения в лесу; подумать над значимостью лесного озера для спасения мальчика; прививать любовь к природе.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Анализ текста по вопросам:
1. Отчего было скучно Васютке в избе?
2. Что заставило его собирать орехи для рыбаков?
3. Чему учит мать, провожая сына в тайгу? Почему звучит фраза: «…мал еще таежные законы переиначивать»?
4. Почему Васютка разговаривает в тайге вслух?
5. Только ли охотничий азарт заставляет Васютку идти за глухарем?
6. Что насторожило Васютку после удачной охоты?
7. Подметили ли вы, что необходимо охотнику, чтобы выжить в лесу. Почему заряды в тайге берегли, по-хозяйски называя их припасами?
8. Объясните – «тайга… хлипких не любит!»
9. Почему Васютка упорно искал лиственные деревья среди хвойных?
10. Как природа подсказала мальчику о близости Енисея? (Скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки.)
11. Кому благодарен Васютка за свое спасение? Почему называет реку Енисеюшко?
12. Какие качества помогли выжить мальчику?
Задание: докажите эпизодами из текста, что Васютка – любящий сын, совестливый человек, уважительный работник.
13. Васютка нашел озеро с большими рыбными запасами, сообщил о нем людям. О каком качестве характера можно говорить после такого поступка?
III. Устное рисование.
Задание: нарисуйте устно портрет Васютки.
Пример. Читая рассказ, я познакомилась с коренастым сибирячком, одетым в серую поношенную телогрейку, на голове его красовалась потертая фуражка. Сапожки были мальчику впору.
Большие темно-серые глаза умно смотрели из-под рыженьких вихров, по щечкам разбежался природный румянец.
Домашнее задание: прочитать стихотворение К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Подготовить самостоятельно выразительное чтение.