Урок № 56. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ С ОПИСАНИЕМ ПАМЯТНИКА
Цели: развитие речи учащихся; формирование навыка самостоятельного описания окружающих жизненных предметов и явлений.
Темы сочинений
О чем рассказал памятник.
«… Не ради славы, ради жизни на земле».
Самый замечательный памятник в моем городе.
I . Выполняется упражнение 253 (для овладения учащимися хотя бы элементарными умениями описания памятника).
В классе проводится анализ текста, в ходе которого учащиеся знако мятся с простейшей композицией описания памятника и необходимой для этого описания лексикой.
П. Записывается примерный план описания памятника:
Когда и где установлен памятник?
В честь кого или какого события он поставлен?
Что известно об авторе памятника или истории его создания?
Каков общий вид памятника?
Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
Как вписывается памятник в окружающую среду?
Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?
III . Комплексный анализ текста-образца.
В память о великой битве на Волге на Мамаевом кургане сооружен величе ственный памятник-монумент, состоящий из многих скульптурных и архитектур ных ансамблей, последовательно поднимающихся по его склону.
На нижней площадке установлена высеченная из сплошной гранитной глы бы восьмиметровая фигура российского воина- «Стоять насмерть». Выше нее находится братская могила погибших здесь воинов. По сторонам широкой гранитной лестницы, соединяющей обе площадки, возведены высокие железобетонные стены. Вылепленные на них барельефы рассказывают о героических боях на кургане. За братской могилой расположена диорама, на полотне которой изображена одна из наиболее жестоких схваток на Мамаевом кургане.
На вершине кургана установлена 52-метровая скульптура женщины-матери с обнажённым мечом – символ нашей великой Родины. На склонах кургана разбит парк. Проект мемориальных сооружений на Мамаевом кургане разработан скульп тором Е. Вучетичем и архитектором Г. Белопольским.
Вопросы и задания
Составьте план данного текста.
Как в нем отражаются особенности построения текста, в котором дается описание памятника?
Выпишите из текста выражения, которые вы можете использовать при описании какого-либо памятника. Объясните их значение и правописание.
IV . Работа над сочинением заканчивается дома.