Урок 55. ПРОВЕРКА СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

0
987
изучение информатики

Цель: развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие парные звонкие и глухие согласные вы подчеркнули?

– Как проверить написание слов со звонкими и глухими согласными?

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

2 17 4

б п ?

– Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, расшифровав данную запись. (Буква б в алфавитном порядке вторая по счету, буква п – 17-я, значит, на минутке чистописания мы будем писать четвертую по счету букву – букву г.)

Ггк Гггкк …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы г чередуются с парной согласной к, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

На доске запись:

– Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке. (Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми поставлены точки сверху, затем соединить буквы, под которыми снизу поставлены точки.)

– Найдите смысловое сходство слов завтрак и обед. (Завтрак и обед – это приемы пищи.)

– В чем вы видите их различия? (Завтрак – это утренняя еда, а обед – еда в середине дня.)

– Верно. Однако слово обед обозначает не только прием пищи в середине дня. Определите значение слова обед в предложении: Сегодня у нас вкусный обед. (В этом предложении слово обед имеет значение пища.)

– А какое значение имеет слово обед в следующем предложении?

Магазин закрыт на обед. (В этом предложении слово обед означает перерыв в работе.)

– Вы убедились, что у слова обед несколько значений. А у слова завтрак интересное происхождение. Это слово тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было разделать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиск новой пищи: ягод, корешков, растений, диких зверей. Некогда было ждать, когда приготовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был готов уже с вечера. В современных условиях завтрак можно приготовить за 10–15 минут и быстро его съесть. Но все равно он называется завтраком.

Найдите слова завтрак и обед в орфографическом словаре и определите их СУО.

збвтрак

– Запомните написание этих слов.

– Какую еще орфограмму вы заметили в этих словах? (На конце этих слов парные согласные.)

– Проверьте устно их написание.

– На доске записаны пословицы. Прочитайте их, впишите одно из изученных слов.

Хороша ложка к … (обеду).

Ужин не нужен, был бы … (обед).

Каков дед, таков и … (обед).

– Найдите в пословицах слова с парными согласными в корне, подчеркните орфограммы. Устно назовите проверочные слова.

Пошли пальчики гулять,

А вторые – догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

V. Запись слов под диктовку с предварительной подготовкой. (Упр. 194.)

VI. Запись слов под диктовку: столб, клюв, жираф, круг, поезд, дождь, след, этаж, глаз, вкус, крот.

– Подчеркните буквы, которые проверяли.

– Как проверяли?

Еще раз уточнить, что проверять можно: 1) путем изменения слова; 2) путем подбора однокоренного слова, в котором после согласной буквы стоит гласная.

VII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 196.