Урок 55 А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

0
476
программирование

Урок 55 А. М. ГОРЬКИЙ. главы из повести «детство»

Цели: показать гуманистическую направленность повести; продолжить работу над развитием умения характеризовать литературного героя, анализируя его поступки и отношение к людям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Кто оказал на Алексея влияние?

– Каким человеком представляется он нам? (С раннего детства его душа была открыта для всего доброго, чистого, светлого. Первым человеком, кто помог ему сохранить эту тягу к добру и справедливости, была бабушка, обогатившая его своей бескорыстной любовью к миру, «насытив крепкой силой для трудной жизни».

Самые яркие впечатления подарил ему безродный подкидыш Цыганок, который жил в той же среде, что дядья Яков и Михаил, издевавшиеся над окружающими, сын дяди Якова, Саша, которого даже дед не любил, но оставался простым, ласковым, похожим на большого ребенка. Алексей обожал Цыганка, удивляясь «до немоты» способностям его фантазии, восторженности, неукротимой любви к жизни.

Мастер Григорий Иванович учил его терпению, выдержке, учил жить, потому что «сиротское житье трудное».

Воспоминания мастера Григория об отце («Отец твой… козырь
(умный, опытный, самостоятельный человек) был, он все понимал…»), Цыганка (Ты не Каширин, ты Пешков) создавали в его воображении образ отца-великана, честного, справедливого, все понимающего. И сам Алексей был честным, справедливым, бескорыстным и добрым, поэтому и не мог видеть, когда обижают животных, обижают слабых.)

III. Изучение новой темы, работа по главе VIII.

Беседа по вопросам.

– «Но особенно крепко заставил и потянул меня к себе… Хорошее Дело. Почему? (Зачитать описание внешности, комнаты.)

– Что обидело Алексея? («…ты… не ходи ко мне. Хорошо?»)

– Как Хорошее Дело воспринял бабушкин рассказ?

– Какова его главная мысль. («Нельзя жить чужой совестью, да, да!» Перед Алешей – ученый, очевидно, химик. Алеша случайно становится свидетелем творческого процесса, рождения мысли, воплощения ее в бесчисленных экспериментах. («Скверно пахнет? «Это, брат, весьма хорошо!»), и его захватывает увлеченность человека своим делом, Алешу трогает внимание Хорошего Дела к бабушкиным историям, напоминающее отношение самого автора, хотя он до конца не понимает слез квартиранта, восхищающегося талантом русского народа. Хорошее Дело гордится тем, что живут такие люди, как бабушка, на русской земле. Он прост, деликатен, скромен, умеет уважать человека, радоваться красоте природы. Он прощает людям презрительное отношение к себе, понимая, что это идет от темноты, невежества, непонимания того, что человек может беспокоиться не о собственном благополучии, а бескорыстно служить делу. «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…» Каширины, брат, хорошего не любят…! И, оказывается, не только Каширины.)

Задание: зачитать текст «Прощание Алеши с Хорошим Делом». С. 79.

«Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, – лучших людей ее».

Автор рассказал о дружбе взрослого человека и ребенка. Если бы сам Алексей был менее чутким, он никогда бы не понял Хорошего Дела, да и постоялец не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу. Она доказывает то, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека. Сам Горький убежден и нас убеждает в том, что положительное начало в человеке неискоренимо, неистребимо.

Домашнее задание: дочитать главы XII, XIII повести.