Задачи: изучить размещение природных комплексов на Дальнем Востоке; сформировать знания о своеобразии природных условий различных регионов Дальнего Востока; совершенствовать умения объяснять это своеобразие при решении познавательных задач.
Ход урока
Проверка знаний и умений по теме «Дальний Восток: край контрастов».
Проверку уровня усвоения знаний и умений целесообразно провести в уплотненной форме. Фактологические знания можно проверить фронтально в виде небольшого теста по вариантам.
Установите соответствие: Возраст складчатости
а) мезозойский;
б) тихоокеанский.
Территория
Хребет Сихотэ-Алинь;
Полуостров Камчатка;
Курильские острова;
Земную кору Дальнего Востока формируют:
а) области мезозойской и тихоокеанской складчатости;
б) область тихоокеанской складчатости и древняя платформа;
в) древняя платформа и область мезозойской складчатости.
Территория Дальнего Востока омывается:
а) Тихим океаном;
б) Тихим и Северным Ледовитым океаном.
Гейзеры располагаются:
а) на камчатке;
б) на камчатке и Сахалине;
в) на Камчатке, Сахалине и Приморье.
Изотермы на территории Дальнего Востока простираются ме- ридианально:
а) зимой;
летом;
в) круглый год.
б) Летом в Приморье основное направление движения воздушных масс:
а) с моря на сушу;
б) с суши на море;
в) по морю вдоль суши
1) Установите соответствие: Возраст складчатости
а) мезозойский;
б)тихоокеанский.
Территория
остров Сахалин;
хребет Джугджур;
Корякское нагорье.
Земную кору Дальнего Востока формирует:
а) древняя платформа и область мезозойской складчатоети;
б) область тихоокеанской складчатости и древняя платформа;
в) области мезозойской и тихоокеанской складчатости.
Большая контрастность природы Дальнего Востока предопределена большой протяженностью территории:
а) с севера на юг;
б) с запада на восток.
Действующие вулканы располагаются:
а) на Курильских островах;
б) на Курильских островах и Камчатке;
в) на Курильских островах, Камчатке и Сахалине.
Зимой в Приморье основное направление движения воздушных масс:
а) с моря на сушу;
с суши на море;
в) по морю вдоль суши.
б) На юге Дальнего Востока реки имеют:
а) снеговое питание и летнее половодье;
б) дождевое питание и летнее половодье;
в) дождевое питание и весеннее
половодье_______________
Определения можно зачитывать в следующей последовательности:
Области земной коры, отличающиеся большой подвижностью.
Тропический циклон, образующийся в морях у берегов Восточной Азии, вызывает ливневые дожди.
Глубоководная впадина в океанах.
Внедрение магмы в толщу горных пород земной коры.
Прибор, записывающий колебания земной коры при землетрясениях.
Гигантские волны, возникающие при землетрясении на дне моря.
Ежегодно повторяющийся сезонный высокий и длительный подъем уровня воды, сопровождающийся затоплением поймы реки.
Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.
Конусообразная гора с углублением на вершине.
Наука, изучающая строение и движение земной коры.
Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.
Место на земной поверхности над расположенным в недрах Земли очагом землетрясения.
Плоская возвышенность с хорошо выраженными крутыми склонами.
Ответы:
вариант- 7, 12, 9, 10, 8, 1, 11,3, 5, 13, 6, 2, 4.
вариант – 7, 2, 5, 4, 6, 13, 3, 11,9, 1, 8, 12, 10.
Получение новых знаний.
Этот блок урока начинается с восстановления в памяти учащихся общего понятия о природно-территориальном комплексе. Учитель организует работу по анализу почвенной карты и карты растительности.
Вопросы:
Что такое природный комплекс?
Какими общими признаками характеризуется каждый природный комплекс поверхности Земли?
Что лежит в основе выделения ПТК?
В каких природных зонах располагается территория Дальнего Востока?
Какие природные зоны занимают Приморье, Сахалин, Камчатку?
По почвенной карте определите типы почв в Приморье.
Обычно учащиеся правильно отвечают на эти вопросы, и учителю необходимо только подчеркнуть, что каждый природный комплекс характеризуется не только общими признаками, но и своеобразием, неповторимостью, индивидуальностью природных условий.
Учащимся на прошлом уроке были даны опережающие задания. И сейчас они рассказывают, используя наглядность, о суровости и красоте природы Чукотского и Корякского нагорий, Камчатке, Сахалине, Приамурье, островах Тихого океана. Обычно с подбором материала не возникает проблем, однако учитель может предложить и такие отрывки.
Вулканы на Камчатке
«Ключевская Сопка – самый высокий вулкан Камчатки: 4750 м над уровнем моря. Но он не единственный на полуострове Камчатка, их много.
Вулканы дымятся, а время от времени изливают лаву. Для каждого вулкана настает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб, освещаемый снизу, из кратера, багровым пламенем; потом начинают сверкать стрелы молний, обрушиваться на землю дождь из пепла, град раскаленных каменных бомб, и огненные реки изливаются из жерла вулкана, пенясь и шипя, источая сильный запах серы.
Осенью 1966 г. проснулась и начала буйствовать Ключевская Сопка. В последние годы продвинулось изучение этого вулкана. В Петропавловске-Камчатском создан институт вулканологии. В лесопромышленном поселке Ключи, недалеко от Ключевской Сопки, работает вулканологическая станция.
Построена также вулканно-физическая станция у подножия другого вулкана – Авачинской Сопки. Это первая научная станция, расположенная на действующем вулкане. Альпинисты и вулканологи не только взбираются на вершины вулкана, но и спускаются в кратер».
(По Н. Михайлову.)
В кратере Ключевской Сопки
«Мы приближались к кратеру… Из него еще недавно вырывались расплавленные породы… Мы знали, что сейчас кратер не действовал, но все же это было хоть и закрытое, но отверстие, сообщавшееся с раскаленными слоями земли. И кто знает, насколько прочной была его «пробка»!..
Мы осторожно спустились. Надо ли говорить, что мы чувствуем себя героями…
Я села на большую круглую бомбу. Глубокую тишину нарушало только легкое шипение горячих струй. Я смотрела на окружающие меня камни и думала о том, как здесь, в краю огнедышащих гор, изменяются привычные представления о многих предметах. Вот вокруг меня камни. Они различаются по цвету, прочности, составу. Но всех их объединяет одно: они очень молоды. Мы привыкли к тому, что камни, с которыми мы встречаемся каждый день, будь то красивые камешки на берегу моря или грубые обломки на дорогах, нависающие скалы в обрывах на берегу реки или, наконец, высокие горы, все они имеют многомиллионный возраст.
Камни, которые окружали меня, только что появились на свет. Это новорожденные камни. Некоторым из них, возможно, всего 2-3 года. А до того времени они были не камнями, а огненным расплавом, магмой с температурой в несколько тысяч градусов. Магма вылилась на поверхность земли и получила другое имя: лава. Лава тоже вначале была жидкой, раскаленной. Трудно представить себе, что еще совсем недавно дно кратера, по которому мы так смело ходим, было гигантским котлом, в котором кипела и бурлила ослепительно яркая жидкость – расплав камней. Еще совсем недавно лава, кипя, переливалась через край кратера, и эти теперь холодные, влажные от росы камни текли бурным потоком, разбрасывающим вокруг сверкающие брызги».
(По Г. Ганейзер.)
Извержение вулкана Шивелуч
«С древнейших времен местные жители разделяли камчатские вулканы на «горы дымящиеся» и «горы огнедышащие». Шивелуч считался «горой дымящейся», слабо действующей, только временами шевелящейся. Отсюда, видимо, и название Шивелуч (Шеве- луч). За последние два столетия отмечено всего 6 его извержений. За это же время Ключевская Сопка извергалась 20 раз, Авачинская –
15.
Между тем Шивелуч, как об этом свидетельствует летопись Земли, один из старейших вулканов полуострова. Ему более 5 тыс. лет…
В начале февраля, в ясный, морозный полдень, из дымящегося кратера вулкана Шивелуч поднялся огненно-красный столб пепла. Ветром его относило на запад. Осыпаясь, остывший пепел покрыл толстым слоем снег в распадках, совершенно преобразил тайгу, сделав деревья тускло-серыми. Жители камчадальского селения Камаки сообщили о случившемся на вулканологическую станцию…
Тем временем деятельность вулкана усилилась. С каждым часом столб пепла, выдуваемый из кратера, становился все гуще, и ветром его уже не относило в сторону. Пепел распространялся по небу клубящимся облаком и осыпался сухим, звенящим дождем.
Ученые, извещённые гонцами, прибыли на место извержения…
Только к вечеру удалось достигнуть кратера. Несмотря на раскаленный воздух, на высоте 2000 м лежал снег, и на склонах сопки было очень холодно… взрывы и сотрясения почвы следовали с нарастающей силой. К счастью, вулканические бомбы падали в стороне от палатки ученых. Горячая туча из пепла и обломков камней вдруг выдулась из картера и покатилась по склону. Но внезапно она поднялась вверх, обнажив на куполе огненно-красную лаву…
Горячий пепел, забираясь под маску, слепил глаза, обжигал лицо. Стало нестерпимо душно. Насыщенный ядовитыми газами воздух перехватывал дыхание. Начался огненный камнепад. Раскаленные обломки, как шрапнель, стучали по камню, за которым сидели ученые.
Непрерывно в течение суток вулканологи наблюдали за температурой купола и сухого потока, изучали состав лавы, пеплов и воз