Урок 54. Повторение и обобщение знаний по модулю «Духовная сфера»

0
29
текстуры

Цели: повторить, обобщить и закрепить знания модуля; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Ход урока

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент

II. Актуализация и повторение основных понятий модуля

Учитель вызывает к доске двух учащихся для написания терминологического диктанта. Остальные в тетрадях записывают соответствующий термин.

1. Культура, мораль, духовная культура, свобода совести, теология, нравственные категории, авантюризм, христианство, реинкарнация, равенство.

2. Ценность, этика, нравственность, гедонизм, мировая религия, карма, ислам, альтруизм, материальная культура, духовные потребности.

Затем учитель организует мини-дискуссию:

• «У философов и у детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми -ни социальным, ни умственным, ни внешним» (А. Аверченко).

• «Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья!» (Х.-К. Андерсен).

• «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (А. Барбюс).

III. Контрольное тестирование

Teсm 1

1. Какие науки изучают культуру?

а) археология;

б) эстетика;

в) история;

г) этнография;

д) все вышеперечисленные.

2. Субъектом культуры является:

а) человек;

б) природа;

в) все вышеперечисленное.

3. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?

а) мифология;

б) техника;

в) религия;

г) наука.

4. Выберите верный вариант:

а) культура в своем простейшем виде присуща и представителям животного мира;

б) культура является специфически человеческой сферой деятельности;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа верны.

5. Как называется функция культуры, которая показывает значимость или ценность того, что в данном обществе на данном этапе является ценным или значимым?

а) нормативная;

б) ценностная (аксиологическая);

в) потребительская (релаксационная).

6. Познавательная функция культуры состоит в том, что она:

а) способствует миропониманию, воспитанию и социоло-

гизации человека;

8 Т.П. Бегенеева

б) обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации;

в) стремится создать свою картину мира.

7. Часть общей культуры, присущая отдельным социальным группам, называется:

а) контркультурой;

б) субкультурой;

в) антикультурой.

8. Разновидность культуры, элементы которой создаются профессионалами и которая ориентирована на высокообразованную часть общества, называется:

а) элитарная культура;

б) профессиональная культура;

в) народная культура;

г) массовая культура.

9. Выберите верный вариант:

а) научно-техническая революция связана исключительно с массовым производством и не имеет отношения к научным исследованиям;

б) научно-техническая революция характеризуется процессом сближения науки и производства;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа верны.

10. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме:

а) художественных образов;

б) героев;

в) персонажей.

Тест 2

1. Какому понятию соответствует следующее определение: «Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты»?

а) цивилизация;

б) история;

в) культура;

г) формация.

2. Объектом культуры является:

а) человек;

б)природа;

в) все вышеперечисленное.

3. Выберите верный вариант:

а) биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, функциями;

б) в процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа верны.

4. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется:

а) антропосоциогенез;

б) аккультурация;

в) антропоморфизм.

5. Основная (человекотворческая) функция культуры состоит в том, что она:

а) способствует миропониманию, воспитанию и социоло-гизации человека;

б) обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации;

в) стремится создать свою картину мира.

6. Как называется функция культуры, которая позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения?

а) нормативная;

б) ценностная (аксиологическая);

в) потребительская (релаксационная).

7. Альтернативная культура, противостоящая господствующим в обществе ценностям, называется:

а) контркультурой;

б) субкультурой;

в) антикультурой.

8. Разновидность культуры, которая, как правило, создается анонимными творцами, а ее создание и функционирование неотделимы от повседневной и практической жизни, называют:

а) элитарная культура;

б) профессиональная культура;

в) народная культура;

г) массовая культура;

д) субкультура.

9. Выберите верный вариант:

а) в результате научно-технической революции работник превращается в контролера и управляющего производственным процессом, более образованного, высококвалифицированного специалиста;

б) в результате научно-технической революции многократно возросла сложность производства;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа верны.

10. Какие черты творческого мышления вы можете выделить?

а) способность находить и формулировать проблемы;

б)оригинальность;

в) способность к анализу и синтезу;

г) генерирование многочисленных и разнообразных идей;

д) все перечисленное.

Правильные ответы:

Тест 1: 1г, 2а, Зг, 46, 56, 6в, 76, 8а, 96, 10а.

Тест 2: 1 в, 2в, Зг, 4а, 5а, 6в, 7а, 8в, 9г, 10д.

Домашнее задание

Написать эссе, взяв в качестве темы свой любимый афоризм.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент

II. Повторение и систематизация знаний

Учитель вызывает к доске трех учащихся для написания терминологического диктанта. Остальные в тетрадях записывают соответствующий термин.

1. Культура, этика, нравственные категории, психика, сверхсознание, рефлексы, деятельность, авторитет, эгоизм, атеизм.

2. Ценность, нравственность, свобода, равенство, сознание, потребности, социализация, альтруизм, вестернизация, элитарная культура.

3. Мораль, ответственность, гедонизм, подсознание, инстинкты, мотивы, адаптация, массовая культура, цивильность, теология.

Учитель организует мини-дискуссию на основе следующих библейских афоризмов:

• Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Екклесиаст, гл. 1, ст. 18).

• Да не будет у тебя других богов (Исход, гл. 20, ст. 3).

• Истина сделает вас свободными (Иоанн, гл. 8, ст. 32).

Учитель выслушивает мнения учащихся, в заключение просит привести пословицы, соответствующие каждому афоризму.

III. Контрольное тестирование

Teem 1 (базовый уровень)

1. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества и ее результаты:

а) культура;

б) цивилизация;

в) история.

2. Субъектом культуры является:

а) природа;

б) человек;

в) все перечисленное.

3. Объектом культуры является:

а) человек;

б) природа;

в) все перечисленное.

4. Выберите верный вариант.

А. Понятие «культура» определенным образом соотносится с понятием «цивилизация».

Б. Понятие «культура» противостоит понятию «цивилизация».

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа верны.

5. К ценностям межличностного общения можно отнести:

а) представления о добре, зле, счастье, смысле жизни;

б) жизнь, здоровье, личную безопасность, благосостояние, семью;

в) трудолюбие, социальное положение, образование;

г) свободу слова, совести, партий, национальный суверенитет;

д) все вышеперечисленное.

6. Информационная функция культуры состоит в том, что она:

а) способствует миропониманию, воспитанию и социоло-гизации человека;

б) обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации;

в) стремится создать свою картину мира.

7. Как называется альтернативная культура, противостоящая господствующим в обществе ценностям?

а) контр культура;

б) субкультура;

в) антикультура.

8. Комиксы являются частью:

а) национальной культуры;

б) массовой культуры;

в) элитарной культуры;

г) народной культуры.

9. Основное значение понятия «мораль» – это:

а) проповедь того, как надо и как не следует поступать;

б) представление о нравах, нормах достойного поведения;

в) нравоучение в басне.

10. Элитарная культура в отличие от массовой:

а) влияет на культурные запросы и потребности личности;

б) учитывает запросы наиболее взыскательной части публики;

в) создается профессиональными авторами;

г) носит интернациональный характер.

11. В соответствии с законодательством учредителем средства массовой информации могут быть:

а) исключительно государственные органы;

б) гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган;

в) государственные учреждения, имеющие лицензию.

12. Как называется форма религиозных верований, при которой вещи и предметы, как и явления природы, наделяются духовным началом; которой характерна вера в существование бесчисленных духовных сущностей, участвующих в человеческих делах, способных помогать или мешать человеку?

а) культ природы;

б) анимизм;

в) шаманизм;

г) тотемизм.

13. Самая ранняя по времени появления мировая религия:

а) христианство;

б) ислам;

в)буддизм.

14. Воспитательная функция морали заключается в том, что:

а) моральные ценности являются основанием социализации подрастающего поколения, подготовки его к жизни в социуме;

б) моральное воспитание продолжается всю жизнь с момента формирования сознания человека через самовоспитание в период зрелости;

в) оба ответа верны;

г) верного ответа нет.

15. Определение: «Культурные нормы, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства» -относится к понятию:

а) культурные ценности;

б) культурные общности;

в) культурные обычаи;

г) культурные универсалии.

Тест 2 (базовый уровень)

1. Функция описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов и закономерностей присуща:

а) мифологии;

б) науке;

в) религии;

г) технике.

2. Язык является:

а) способом коммуникации;

б) формой хранения и передачи человеческого опыта;

в) все перечисленное.

3. К ценностям общественного признания можно отнести:

а) представления о добре и зле, счастье, смысле жизни;

б) жизнь, здоровье, личную безопасность, благосостояние, семью;

в) трудолюбие, социальное положение, образование;

г) честность, бескорыстие, доброжелательность;

д) все перечисленное.

4. Как называется часть общей культуры, присущая отдельным социальным группам?

а) контркультура;

б) субкультура;

в) антикультура.

5. Выберите верный вариант ответа.

А. Положение средств массовой информации в государстве характеризует степень демократизации общества.

Б. В Российской Федерации конституционно закреплен принцип свободы средств массовой информации и запрет цензуры.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба ответа верны;

г) верного ответа нет.

6. Первоначально на ранних этапах развития первобытного общества объектом религиозного отношения становится реально существующий предмет, который называется:

а) фетиш;

б) идол;

в) жертва.

7. Культурой называют результаты человеческой деятельности, отличающиеся:

а) высшим качеством;

б) совершенством;

в) оригинальностью;

г) всем перечисленным.

8. Выберите верный вариант ответа.

А. Ценности контркультуры не совпадают с ценностями господствующей

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь