Ц е л ь: закрепить знания учащихся о способах проверки безударных падежных окончаний; о правописании безударных окончаний в Р., Д. и П. падежах.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
К обеду мы добрались до опушки леса. На опушке слышались голоса. Ребята подошли к опушке леса.
Обозначьте падеж имен существительных. Объясните написание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.
II. Сообщение темы урока.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 92. Коллективная работа.
– В форму каких падежей ставили слова в скобках?
– Сегодня на уроке мы продолжим работать с существительными в Р., Д. и П. падежах.
III. Отработка проверки безударных окончаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 93.
– Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени существительного?
– Почему у существительных в одной падежной форме бывают разные окончания? От чего это зависит? (От склонения.)
– Что можете сказать о существительных первой группы? (Один падеж – Р. п.; разные окончания, так как это разные склонения.)
2. Упражнение 94 учащиеся выполняют по заданию учебника.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 95.
Устно объясняют расстановку знаков препинания. Находят в тексте существительные. Определяют тип склонения. Самостоятельно записывают их в форме предложного падежа, выделяют окончания. По окончании работы – п р о в е р к а.
IV. Словарная работа.
● Лексика. Около – недалеко от чего-нибудь.
● Этимология. Слово произошло от древнего коло – «круг».
Составьте предложение с этим словом, разберите его по членам.
V. Диктант.
Выполнение упражнения 91, подготовленного учащимися дома.
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Какие трудности испытали в работе?
Домашнее задание: упражнение 96.