Урок 54 ЛЮБИМ ТОРЦОВ – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПЬЕСЫ

0
596
физика

Урок 54 Любим торцов – главный герой пьесы

Цели: обучать анализу драматического произведения; показать роль народной песни в пьесе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение песен из комедии.

– Кого из героев пьесы назвали «песенной героиней»?

– Докажите с помощью текста, что вся душа Любы как бы «прокомментирована лирическими песнями».

– Почему народная песня играет такую важную роль в раскрытии образа героини?

– Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским нравам и обычаям?

2. Работа над образом Любима Торцова.

Стоит с поднятой головой,

Бурнус напялив обветшалый,

С растрепанною бородой,

Несчастный, пьяный, исхудалый,

Но с русской чистою душой…

А. Григорьев

– Что можно сказать о характере героя по его речи?

– Почему пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся чувство сопротивления самодурству?

– Можно ли утверждать, что с образом Любима Торцова связано авторское отношение к жизни?

– Почему поэт А. Григорьев утверждал, что у Любима Торцова «русская чистая душа»?

(Идеалы народной нравственности Островский видел в патриархальных формах национальной жизни. Но драматург показывает, что идиллия патриархальной семьи Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но и уязвим перед лицом современной «цивилизации». Защитить его оказывается в состоянии лишь Любим Торцов, обретший горький жизненный опыт за его пределами и потому сумевший активно вмешаться в ход событий, направив их к счастливой развязке.)

3. Выразительное чтение (монолог Любима Торцова из 3-го действия) и беседа по прочитанному.

– Какова главная мысль монолога?

– Какую роль он играет в развитии конфликта пьесы?

– Каково эмоциональное состояние героя? Как оно выражается?

– Можно ли по речи героя судить об отношении автора к нему?

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Учитель. Подводя итог работы над пьесой, отмечаем, что в драме нет прямого отношения автора к герою, но оно показано через ремарки, речевую характеристику самого героя и других действующих лиц. Сюжет максимально сжат, так как предполагает, что действие развертывается на глазах зрителей (в этом и особенность драматического произведения – оно предназначено для постановки на сцене).

С помощью диалогов и монологов сюжет движется, обнажая перед нами внутренние (в душе героя) и внешние (социально-политические, социально-бытовые) конфликты.

Время действия ограничено, поэтому развивается действие стремительно. Конфликт спрессован, обострен, именно он ведет к кульминации и дает ответ, почему тот или иной персонаж является главным героем пьесы.

Попытайтесь порассуждать, почему же именно пьяницу Любима Островский сделал главным действующим лицом. Чтобы сочинение получилось убедительным, логически завершенным, можно использовать следующий план:

1) Место комедии в творчестве Островского.

2) Сюжет и конфликт, воплощенный в сюжете.

3) Роль Любима Торцова в развитии сюжета.

4) Речь героя – важнейшее средство раскрытия его характера.

5) Отношение автора к герою, выражение с помощью этого персонажа авторского отношения к жизни.

Домашнее задание:

1) прочитать статью о Ф. М. Достоевском;

2) индивидуальное сообщение (см. следующий урок);

3) прочитать повесть «Белые ночи»

поурочные планы, 9 класс, литература