Урок 53 ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ. «ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»

0
508

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового раздела.

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова.

– Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

III. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

– Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.

С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. – он студент историко-филологического факультета Московского университета.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности. Брюсов хочет «свободы в искусстве» и видит цель творчества в самопостижении. Заглянув в свою душу, художник должен смело раскрыть все её тайны миру, но прежде «найти себя, стать самим собою». Поэту потребовалось немало талантов и усилий, чтобы найти самого себя – стать человеком европейски образованным, знатоком языков, тонким ценителем искусства, комментатором творчества Пушкина. Не в один день он занял центральное место в русском литературном мире рубежа веков. Первые его стихи не были приняты критикой, они вызвали насмешку, их автора упрекали в «самоупоённости». Никто не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, а ведь он подумывал сжечь все экземпляры вышедших стихотворений. В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт. Через 3 года выходит новая книга, которая так же, как и предыдущая, состояла из нескольких циклов. А. Блок назвал новый сборник «одной из драгоценнейших книг нашего времени». Критики убедились в том, что Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Удача сопутствовала и следующему сборнику «Стефанос» («Венок», 1906 г.). Теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами. Его называют «первым из современных русских поэтов» (Андрей Белый), он может диктовать литературной жизни свои законы.

Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства.

Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и М. Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов «Ночи и дни». Многое из его прозы осталось неопубликованным, например, повесть «Моцарт», написанная в 1915 году, была напечатана лишь в 1983 году, не все прозаические произведения были закончены. Наиболее близок ему был жанр исторического романа. перу Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы» (1912 г.), которые поражают научной тщательностью воспроизведения исторической обстановки.

В. Брюсов считал, что «вполне выразить своё дарование, в полноте высказать свою душу поэта может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства». Неустанно оттачивая технику, экспериментируя, он достиг почти фантастической виртуозности стихотворца. Свои стиховедческие изыскания он оформил в изданном им «Кратком курсе науки о стихе» (1919 г.). В 1920–1924 годах вышли пять новых поэтических сборников Брюсова. После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

– Что хотите сказать?

– Что особенно запомнилось? Что поразило?

Физкультминутка

IV. Работа над произведениями.

– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».

– Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

– А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

– Какие картины вам представились?

– Видели ли вы что-нибудь подобное?

– Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

– Какие строки вас особенно поразили?

– Другое стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр.

– Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– О какой игре рассказал поэт?

– В какие игры вы любите играть?

V. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Что вам особенно запомнилось, понравилось?

& Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» (с. 68–70, часть 2-я), по желанию выучить