Цель урока: 1) Сформировать знания о речной сети и питании рек Африки, происхождении озерных котловин; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать логическое мышление.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Климатическая карта Африки.
3. Диск ВВС-1 сторона А «Дикая Африка» «Реки и озера» эпизоды 1, 4←, 5, 6, 7.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Климатообразующие факторы (отвесные лучи между тропиками; средняя температура не бывает ниже +20°С; в Сахаре летом средняя температура +35+40°С; в самых прохладных местах средняя температура не ниже +8°С; сезонная разница по разные стороны экватора; в северном полушарии в июле жаркая, дождливая, душная погода, в южном – жаркая сухая; ЭВ и ТВ, лишь на крайнем юге и севере УВ; пассаты; много осадков на западных склонах прибрежных гор; в Дебунджа –
2. Экваториальный пояс (бассейн Конго, побережье Гвинейского залива; средняя температура +24°С, осадки выше
3. Субэкваториальный климат (до 20° северной и южной широт, север Мадагаскара; в южном полушарии холодное Бенгельское течение сместило пояс к северу; ВМ и выпадение осадков по сезонам, переменно-влажный климат)
4. Тропический климат (широкий в северном полушарии – Сахара, средняя температура +40°С, песок нагревается до +70°С, ночью температура резко падает; самум; миражи; оазисы; внезапные ливни вызывают сель; осадки меньше
5. Субтропический климат (летом – ТВ, зимой – УВ; средиземноморский климат: лето сухое и жаркое (+28°С), зима влажная и теплая (+10°С), на юге летняя температура ниже (+20°С), зимняя выше (+14°С); на юго-востоке осадки круглый год – субтропический влажный климат)
6. Влияние климат на жизнедеятельность людей (Сахара – «чистый» район Африки – в жарком сухом климате бактерии не развиваются; выращивание тропический культур – кофе, какао, финиковая и масличная пальмы; субтропические – цитрусовые, чай, хлопок)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. О путях переселения человека помогли сделать вывод (находки ископаемых останков людей)
2.Более 80% болот расположено в зоне (тайги)
3.Основное население восточной части Фенноскандии (финны)
4. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на северное и южное полушария (экватор)
5. Самые солёные участки Индийского океана находятся в (Красном море)
6. На дне глубоководных впадин температура воды около (0ºС)
7. Какие 3 группы процессов образуют внешнюю силу, изменяющую поверхность Земли? (энергия солнца, сила тяжести и жизнедеятельность организмов)
8.Точки на земной поверхности, через которые проходит ось земного шара (полюса)
9.В Казахстане самая древняя платформа (Восточно-Европейская)
10. Белые медведи обитают на островах (Северного Ледовитого океана)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как рельеф и климат влияют на распространение рек и озер? Каково значение внутренних вод для Африки?
V.Объяснение новой темы.
- Реки внутреннего бассейна (1/3 материка, вади, оазисы)
- Реки бассейна Атлантического океана (Нил, Конго, Нигер, Оранжевая)
- Реки Индийского океана (Замбези, Лимпопо)
- Озера (Танганьика – длина
650 км , ширина80 км , глубина1470 м ; самое большое – Виктория, глубина80 м ; Тана; Чад – 4-7 м глубина, соленое) - Значение озер и рек. Подземные воды.
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой вопросами в учебнике на стр. 183
VII.Домашнее задание. § 48, обозначить на контурной карте реки и озера Африки.
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: В Африке речная сеть наиболее развита в районе экватора и юго-восточной части материка. В пустынных зонах рек очень мало. Встречается много высохших русел – вади. Почти все крупные озера расположены вдоль Великой Восточно-Африканской зоны разломов. Поэтому формы озер вытянуты. Озера глубокие, со всех сторон их окружают высокие горы с крутыми склонами.