Урок № 53: Реки и озера Африки

0
744
химия

Цель урока: 1) Сформировать знания о речной сети и питании рек Африки, происхождении озерных котловин; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать логическое мышление.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Климатическая карта Африки.

3. Диск ВВС-1 сторона А «Дикая Африка» «Реки и озера» эпизоды 1, 4←, 5, 6, 7.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Климатообразующие факторы (отвесные лучи между тропиками; средняя температура не бывает ниже +20°С; в Сахаре летом средняя температура +35+40°С; в самых прохладных местах средняя температура не ниже +8°С; сезонная разница по разные стороны экватора; в северном полушарии в июле жаркая, дождливая, душная погода, в южном – жаркая сухая; ЭВ и ТВ, лишь на крайнем юге и севере УВ; пассаты; много осадков на западных склонах прибрежных гор; в Дебунджа – 10470 мм в год; влияние рельефа)

2. Экваториальный пояс (бассейн Конго, побережье Гвинейского залива; средняя температура +24°С, осадки выше 3000 мм)

3. Субэкваториальный климат (до 20° северной и южной широт, север Мадагаскара; в южном полушарии холодное Бенгельское течение сместило пояс к северу; ВМ и выпадение осадков по сезонам, переменно-влажный климат)

4. Тропический климат (широкий в северном полушарии – Сахара, средняя температура +40°С, песок нагревается до +70°С, ночью температура резко падает; самум; миражи; оазисы; внезапные ливни вызывают сель; осадки меньше 100 мм в год; тропический континентальный пустынный климат; на юге – Калахари и Намиб; на восточном побережье – тропический влажный климат; 3 типа климата – береговой пустынный, континентальный тропический и влажный тропический)

5. Субтропический климат (летом – ТВ, зимой – УВ; средиземноморский климат: лето сухое и жаркое (+28°С), зима влажная и теплая (+10°С), на юге летняя температура ниже (+20°С), зимняя выше (+14°С); на юго-востоке осадки круглый год – субтропический влажный климат)

6. Влияние климат на жизнедеятельность людей (Сахара – «чистый» район Африки – в жарком сухом климате бактерии не развиваются; выращивание тропический культур – кофе, какао, финиковая и масличная пальмы; субтропические – цитрусовые, чай, хлопок)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. О путях переселения человека помогли сделать вывод (находки ископаемых останков людей)

2.Более 80% болот расположено в зоне (тайги)

3.Основное население восточной части Фенноскандии (финны)

4. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на северное и южное полушария (экватор)

5. Самые солёные участки Индийского океана находятся в (Красном море)

6. На дне глубоководных впадин температура воды около (0ºС)

7. Какие 3 группы процессов образуют внешнюю силу, изменяющую поверхность Земли? (энергия солнца, сила тяжести и жизнедеятельность организмов)

8.Точки на земной поверхности, через которые проходит ось земного шара (полюса)

9.В Казахстане самая древняя платформа (Восточно-Европейская)

10. Белые медведи обитают на островах (Северного Ледовитого океана)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как рельеф и климат влияют на распространение рек и озер? Каково значение внутренних вод для Африки?

V.Объяснение новой темы.

  1. Реки внутреннего бассейна (1/3 материка, вади, оазисы)

  2. Реки бассейна Атлантического океана (Нил, Конго, Нигер, Оранжевая)

  3. Реки Индийского океана (Замбези, Лимпопо)

  4. Озера (Танганьика – длина 650 км, ширина 80 км, глубина 1470 м; самое большое – Виктория, глубина 80 м; Тана; Чад – 4-7 м глубина, соленое)

  5. Значение озер и рек. Подземные воды.

VI.Усвоение новой темы.

Работа с картой вопросами в учебнике на стр. 183

VII.Домашнее задание. § 48, обозначить на контурной карте реки и озера Африки.

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: В Африке речная сеть наиболее развита в районе экватора и юго-восточной части материка. В пустынных зонах рек очень мало. Встречается много высохших русел – вади. Почти все крупные озера расположены вдоль Великой Восточно-Африканской зоны разломов. Поэтому формы озер вытянуты. Озера глубокие, со всех сторон их окружают высокие горы с крутыми склонами.