Цель: углубить представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте начало текста.
– Прочитайте основную часть текста.
– Чем закончилась история? Прочитайте.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: жук, журавль, жира.., жёлу..ь.
– Прочитайте слова. Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву ж, с этой буквы начинаются все слова.)
– Расскажите все, что вы знаете про звук [ж]. (Это парный звонкий согласный, имеет пару – звук [ш], этот звук всегда твердый.)
– Составьте цепочку, которая начинается с буквы ж и сочетается со всеми парными согласными, встречающимися в этих словах.
жквфд …
– Напишите строчку до конца, буквы в цепочках можно менять местами.
IV. Наблюдение над связью между смыслом слова, его произношением и написанием.
Выполнить упражнения 185, 186.
V. Наблюдение над особенностью произношения звонких и глухих согласных.
1. Слово учителя.
– Я буду произносить слова парами. Вы на первой строке пишете первую букву первого слова, а на второй – первую букву второго слова.
Учитель диктует: бочка – почка, Ваня – Федя, год – кот, жил – шил, зима – Сима.
– Чем различаются звуки: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]?
– Как называются эти звуки?
– Почему их называют парными звонкими и глухими согласными?
2. Упражнение в распознавании мягких и твердых согласных звуков. (Упр. 187.)
VI. Обобщение знаний об особенностях проверочных и проверяемых слов.
1. Запись под диктовку с предварительной орфографической подготовкой:
Слон, лев, шакал и бегемот
С утра отправились в поход.
– В каких словах согласные буквы требуют проверки и почему?
– Какие слова являются проверочными?
– Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова, которые я буду называть. Если я назову слово, имеющее на конце парные глухие или звонкие согласные, вы разводите руки в стороны. Если их нет, вы потягиваетесь, поднимая руки вверх.
Учитель называет слова: голубь, город, гвоздь, окно, гром, поезд, рукав, слог, слон, словарь, стекло, сторож, глаз, книга, берег, жираф.
2. Работа над упражнением 188.
3. Знакомство с правилом на с. 84.
4. Подбор однокоренных слов.
– Подберите однокоренные слова с корнем -ход-.
Ход, ходить, переход, подход, выход, походка.
– Какие слова нужно проверить перед записью? Почему?
– Какое слово можно использовать в качестве проверочного? Почему?
Аналогичную работу можно провести с корнем -воз-.
VII. Итог урока.
– Какие слова требуют проверки?
– Какие слова являются проверочными?
Домашнее задание. Правило на с. 84, упражнение 189.