Урок 53. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: КРАЙ КОНТРАСТОВ

0
679

Задачи: развивать умения учащихся самостоятельно харак­теризовать географическое положение Дальнего Востока и уста­навливать его влияние на своеобразие природных условий; изучить геологическое строение территории и его отражение в современ­ном рельефе; закрепить умения устанавливать закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых на территории Дальнего Востока; выявить причины современной сейсмической активности района; закрепить умения характеризо­вать климат Дальнего Востока с помощью климатической карты и устанавливать его влияние на питание и режим рек.

Ход урока

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель. Название «Дальний Восток» возникло в народе, веро­ятно, в конце XVII века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землиц» и пушного зверя все дальше и дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана. От центра государства Российского путь до этих восточных окраин был действительно очень далеким.

Величайшее изумление испытали они перед уникальной при­родой, ее сказочной красотой. И, изучив, пришли к выводу, что она «житию человеческому не меньше удобна, чем страны всем изо­бильные…»

Получение новых знаний.

Географическое положение Дальнего Востока школьники изучают самостоятельно по картам. Затем можно предложить зада­ния:

Подумайте, какое влияние на природу Дальнего Востока ока­зывает географическое положение.

Определите географические координаты крайних северной и южной точек Дальнего Востока.

Сравните его широтное положение с другими территориями нашей страны.

Расскажите о морском побережье, какие моря, острова и по­луострова принадлежат России в Тихом океане.

Сопоставьте карту природных районов и физическую карту и назовите, по каким горным хребтам проходит сухопутная граница территории.

Сделайте обобщающие выводы: в чем особенность геогра­фического положения Дальнего Востока? Как географическое по­ложение территории влияет на своеобразие природных условий Дальнего Востока?

Выполняя задания, учащиеся убеждаются в том, что географи­ческое положение Дальнего Востока имеет ряд особенностей: тер­ритория вытянута узкой полосой вдоль побережья Тихого океана на 4500 км с юго-запада на северо-восток; она находится в суб­арктическом и умеренном поясах.

Изучение рельефа и геологического строения Дальнего Вос­тока рекомендуется также начать с анализа карт.

Задания:

По физической карте установите, какие формы рельефа пре­обладают на Дальнем Востоке. Назовите самые высокие горные хребты и определите их максимальные высоты. Определите высо­ты хребтов Сихотэ-Алинь и Джугджур, Чукотского и Корякского нагорий.

Сопоставляя физическую, тектоническую и геологическую карты, объясните, почему горы Камчатки самые высокие на Даль­нем Востоке.

Пользуясь необходимыми картами, объясните, почему горы и нагорья на материке невысокие.

По тектонической карте учащиеся устанавливают альпийский возраст складчатости, находят доказательства тому, что тек­тонические процессы здесь продолжаются и в настоящее время – происходят вулканизм, землетрясения, действуют гейзеры, горячие источники, наблюдаются цунами как результат землетрясений в глубоководном Курило-Камчатском желобе – современной активно развивающейся геосинклинали.

По геологической карте учащиеся узнают, что полуостров сложен горными породами кайнозойского возраста осадочного и магматического происхождения. Материковая часть Дальнего Вос­тока древнее, устойчивее к внутренним процессам литосферы в настоящее время, в рельефе заметнее выражены черты эрозионной деятельности рек и ледников и т. п.

Известно, что в этом районе страны добываются самые раз­нообразные полезные ископаемые, например, нефть, газ и уголь – осадочного происхождения; золото, олово, полиметаллические и железные руды – магматического происхождения; много месторо­ждений самородной серы, горячие и минеральные источники и др. Объясните, почему Дальний Восток исключительно богат разнооб­разными по происхождению полезными ископаемыми.

Учащиеся должны вспомнить закономерности образования и размещения полезных ископаемых в земной коре и, анализируя карты, применить эти теоретические знания для конкретной харак­теристики размещения месторождений полезных ископаемых на Дальнем Востоке. Учащиеся рассказывают, что рудные полезные ископаемые обычно добываются в складчатых поясах в областях магматических интрузий, которые или близко залегают к поверх­ности, или вышли на поверхность благодаря процессам выветрива­ния, которые протекали долго и активно. Анализ тектонической карты подтверждает эту закономерность для Дальнего Востока, так как в горах палеозойской складчатости – Сихотэ-Алине, Чукотском нагорье – открыты месторождения рудных полезных ископаемых и золота.

Месторождения нефти, газа, угля связаны с мощными тол­щами осадочных полезных ископаемых континентального и мор­ского происхождения. Сопоставление геологической и тектониче­ской карты убеждает в справедливости этой закономерности для Сахалина, Камчатки и Чукотского полуострова. В этих районах среди осадочных пород залегают уголь, нефть, газ.

При изучении климатических условий Дальнего Востока важно закрепить знания учащихся об основных признаках муссон­ного климата умеренных широт (общее понятие) и выяснить фак­торы, в результате которых он сформировался.

Задания:

Вспомните, какими основными признаками характеризуется муссонный климат зимой и летом.

Какие атмосферные процессы наблюдаются на Дальнем Вос­токе зимой, какие – летом и почему?

Опишите типичные признаки антициклональной погоды зи­мой, которую приносят ветры из Восточной Сибири.

Расскажите о состоянии погоды летом, которую приносят циклоны с Тихого океана.

Объясните, почему на Дальнем Востоке сформировался мус­сонный климат.

В тетрадях учащиеся записывают главные климатообразую­щие факторы Дальнего Востока:

циркуляция атмосферы – летние муссоны с Тихого океана и зимние муссоны из Восточной Сибири;

холодные течения;

рельеф;

высота места.

Особенности внутренних вод Дальнего Востока учащиеся изучают самостоятельно по учебнику и картам.

Закрепление материала.

Закрепить и обобщить знания и умения, полученные на уроке можно с использованием следующих заданий:

Используя карты и иллюстрации, сравните формы рельефа Дальнего Востока, Прибайкалья, найдите общие и отличительные черты. Почему эти горы отличаются по внешнему виду?

Сравните рельеф Саян и гор Камчатки. Чем эти горные сис­темы непохожи друг на друга и почему?

Докажите, что горы Камчатки – самые молодые горы России.

Какие рельефообразующие процессы в настоящее время про­исходят на Дальнем Востоке? Какие новые формы рельефа в ре­зультате образуются?

Для городов Магадана и Санкт-Петербурга определите сред­ние температуры января, июля и количество осадков, вычислите увлажнение. Объясните, почему климат Санкт-Петербурга и Мага­дана различен, несмотря на то что города расположены на одной широте и на берегу моря.

Для городов Анадыря и Владивостока определите средние температуры января, июля, количество осадков за год, увлажнение. Объясните, почему в климате этих городов много общих черт.

Охарактеризуйте климат Хабаровска по климатограмме (с. 15 атласа).

Чем питаются реки Дальнего Востока? Когда они разливают­ся и почему? Почему реки не разливаются весной?

Расскажите о характере течения Амура.

Найдите на карте объекты, имеющие координаты:

а) 51° с. ш., 137° в. д. (Комсомольск-на-Амуре)

б) 54° с. ш., 127° в. д. (Зейское вдхр.)

в) 54° с. ш., 157° в. д. (влк. Корякская Сопка)

г) 55° с. ш., 166° в. д. (Командорские о-ва)

д) 71° с. ш., 162° в. д. (Медвежьи о-ва).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 41; нанести на контурную карту объекты номенклатуры; письменно ответить на вопросы и выполнить зада­ния: 1. «Какими ресурсами богаты моря Тихого океана, омываю­щие берега России?» 2. «Назовите географические объекты, нося­щие имена исследователей Дальнего Востока»; подготовить сооб­щение о природных комплексах или стихийных природных явле­ниях Дальнего Востока (цунами, извержения вулканов, землетря­сения).