Урок 52. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д], [д‘], БУКВ Дд
Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’], буквой Д д; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…)
– Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Динь-динь-динь…)
1. Рассматриваются предметные картинки с изображением гвоздей и цифры два, под которыми начерчены схемы к этим словам.
Звуки [д], [д’] выделяются из слов:
гвозди два
Дети делают вывод, что в слове гвозди звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий, а в слове два – звук [д] – согласный, звонкий, твердый.
? Игра «Узнайте звук».
Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д’].
Слова: тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым.
? Чтение и анализ слов в столбиках, с. 109.
2. Печатание буквы Дд в тетрадях.
Физкультминутка
3. На что похожа буква Д?
Этот домик буква Д.
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
– На что похожа буква Д? (Ответы детей.)
4. Читаются и анализируются слова, напечатанные заранее на доске со вспомогательными пометками:
во ? до ? ла ? зы у ? к ¦ ре ? пи ? ли
о ? по ? ры по ? е ? з ¦ да
? Чтение текста на с. 109.
Вопросы:
– Кем работает папа у Димы и Нади?
– Какую работу они выполнили?
– Где теперь идут поезда?
5. Работа по картинке, с. 109.
а) Дети называют предметы, изображенные на картинке (водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад и др.).
б) Читают текст под картинкой. Подчеркивают слова, в которых встретилась буква д. Анализируют звуки [д], [д’].
Физкультминутка
? Игра «Звук заблудился».
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
? Чтение пословиц, с. 108.
Учитель выясняет, как ученики понимают их смысл.
Повторно прочитываются те слова, в которых встретилась буква д. Дается характеристика звукам [д], [д’].
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что вызвало затруднение?