Урок 51. Витамины. Чудесные вещества

0
752
карта мира

Цели урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене ве­ществ и их практическом значении для здоровья человека

Оборудование: таблицы «Витамины», «Суточные нормы витаминов», журнал «Аз­бука витаминов», рисунки витаминсодержащих растений, гербарии, поливитамин­ные синтетические препараты, овощи, фрукты, продукты животного происхожде­ния, богатые витаминами, выставка литературы, кулинарных блюд, и др.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа:

[1] Фронтальный опрос Решите заданы.

Вычислите свою (примерную) суточную потребность в воде, если суточная потребность в ней для взрослого человека равна 40 г на 1 кг массы тела.

Отличается ли масса вылупившегося из яйца цыпленка и остатков скорлупы от массы яйца, определенной до инкубации?

Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3 %, а в вене, выходящей из печени, – 0,12 % глюкозы. Сделайте соответствующие выводы из приведенных фактов.

При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, не­смотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкост­ного жира. Почему?

Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните, почему?

Изучение новой темы

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правиль­ность и точность опыта подтвердилась.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормлен­ные искусственной пищей?

I I. И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необ­ходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «vita» жизнь, «amirn – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что.не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень не- шачительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохими­ческих процессов в организме, т.е. обмену веществ.