Цели урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека
Оборудование: таблицы «Витамины», «Суточные нормы витаминов», журнал «Азбука витаминов», рисунки витаминсодержащих растений, гербарии, поливитаминные синтетические препараты, овощи, фрукты, продукты животного происхождения, богатые витаминами, выставка литературы, кулинарных блюд, и др.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Индивидуальная работа:
[1] Фронтальный опрос Решите заданы.
Вычислите свою (примерную) суточную потребность в воде, если суточная потребность в ней для взрослого человека равна 40 г на 1 кг массы тела.
Отличается ли масса вылупившегося из яйца цыпленка и остатков скорлупы от массы яйца, определенной до инкубации?
Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3 %, а в вене, выходящей из печени, – 0,12 % глюкозы. Сделайте соответствующие выводы из приведенных фактов.
При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкостного жира. Почему?
Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните, почему?
Изучение новой темы
Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.
В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
I I. И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «vita» жизнь, «amirn – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что.не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
/» Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень не- шачительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.