Урок 51 АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868–1936). ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»

0
462
информатика

Урок 51 АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868–1936). Повесть «Детство»

Цели: познакомить с содержанием повести, ее героями, подчеркнуть жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; показать влияние окружающей среды на характеры и поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях.

Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение текста, подбор цитат.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение 2–3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти» и «В деревне», рецензирование.

– Что же хотел сказать нам автор этими рассказами?

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Чтение материала учебника (с. 19–20).

2. Беседа по вопросам.

– Что рассказал писатель о своем детстве?

– Что значит трилогия? (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты».)

– Что поразило Горького в детстве? (Бессмысленная жестокость.)

Задание: зачитать высказывание о книгах: (С. 21 «…в ней заключена писавшего…», «иную жизнь показывали», «…обещания помочь людям»…)

– Что советует нам писатель? («Учитесь… Читайте…» «Читайте больше…». С. 21.)

3. Слово учителя.

Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений.

Повесть «Детство» – произведение автобиографического характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с народом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Н. Гарина-Михайловского, А. Н. Толстого), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.

4. Чтение учителем I главы повести.

5. Работа по главе.

Беседа по вопросам.

– Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло, радость. «светилась изнутри…»)

– Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни? (С. 22. «До нее, как будто спал я… силой для трудной жизни».)

– О чем говорят ее восклицания: «… как хорошо-то!»? (Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.)

Задание: зачитать строчки о знакомстве с дедом.

– Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «…выдернул» из толпы, «…отодвинул…», «Что-о, дура…», «… скулы – те отцовы… Нарастающее в душе чувство одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной…».)

Вывод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной.

V. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?

Домашнее задание: прочитать II главу повести «Детство», подготовить пересказ.