Урок 50. Скелет, мускулатура и нервная система млекопитающих.Тема урока: Особенности скелета, мускулатуры и нервной системы млекопитающих.

0
407
метод печати

Цели урока: Добиться усвоения учащимися знаний об особенностях строе­ния скелета, мускулатуры; показать усложнение нервной системы в процессе эволюции; познакомить с особенностями поведения млекопитающих как наиболее высокоорганизованных животных.

Оборудование: Чучела млекопитающих, таблицы «Скелет собаки», «Тип Хор­довые. Схема строения головного мозга», модель «Мозг позвоночных», скелеты млекопитающих, коллекция «Характерные особенности млекопитающих», ин­структивные карточки к лабораторной работе «Скелет млекопитающих».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам.

Вставьте в текст пропущенные слова:

В регуляции температуры тела большую роль играют … и кровеносные сосуды кожи. Волосяной покров защищает животных от… , так как между волосками много …, который плохо проводит тепло. В потовых железах образуется …. Его испарение в поверхности кожи … тело в жаркую погоду. При расширении кро­веносных сосудов кожи в окружающую среду отдается … тепла, при их сужении отдача тепла….

Какова роль волосяного покрова и кожи в процессах терморегуляции?

Какова основная функция волосяного покрова млекопитающих?

Назовите образования, расположенные в коже млекопитающих и функции, кото­рые они выполняют.

Млекопитающие — высший класс царства животных. Он насчитывает более 4500 видов, которые освоили все среды обитания и широко распространены на земном шаре. Такое господствующее положение млекопитающие занимают благодаря осо­бенностям их организации. Назовите 2—3 такие особенности.

Чем покрыто тело собаки? Какое значение имеет такой покров?

Выберите правильный ответ.

Кожа млекопитающих имеет следующие характерные особенности:

а) сухая, без желез;

б) влажная, со множеством желез;

в) сухая, тонкая, с одной развитой копчиковой железой;

г) прочная, эластичная, с сальными и потовыми железами.

Вопросы для обсуждения.

Лев, собака, лисица, лось, заяц, мышь, коза, корова, лошадь, крот, ле­тучая мышь. Все ли перечисленные животные относятся к зверям? Если «нет», то почему?

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покры­вающих тело млекопитающих. Установите связь, соответствие между характеристиками разных типов волос и их функциями.

а) Выполняют функцию органов осязания

Длинные, прочные, жесткие — ос­тевые волосы


Подпушь, или подшерсток — мяг- кие, густые, короткие волосы

б)__ Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.


в) Предохраняют кожу от повреждений


Объясните значение терминов: млекопитающие, ость, подшерсток, эпи­

дермис, волосяная сумка, потовая железа, вибриссы, ресницы, когти (ра­бота в парах).

Учащийся у доски дает описание известного ему млекопитающего и де­

лает вывод об особенностях внешнего строения зверей (размеры, отде­лы тела, расположение конечностей по отношению к туловищу, покровы; строение и многообразие волос; значение желез; органы чувств и их значение).

Изучение нового материала

Изучение особенностей строения млекопитающих продолжим, рассмат­ривая вопрос «Скелет и мускулатура млекопитающих».

Скелет млекопитающих в основе построен по тому же типу, что и у других наземных позвоночных, и его характерные черты хорошо знакомы нам на примере нашего собственного человеческого костяка.

Какое значение имеет скелет в жизни животного?

Для того чтобы выявить особенности скелета млекопитающих, организу­ется лабораторная работа «Строение скелета млекопитающих».

Лабораторная работа «Строение скелета млекопитающих».

Инструктивная карта

Найдите основные отделы скелета: позвоночник, череп, пояса передних и задних конечностей, передние и задние конечности.

Выделите в позвоночнике пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Сколько позвонков в шейном отделе? Посчитайте; как они соединены между собой?

Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образована? Какое значение она имеет в организме животного?

Из каких отделов состоит скелет головы — череп? Обратите внимание на значительные размеры мозговой коробки. С чем связано такое ее разви­тие? В каких костях черепа находятся зубы?

Рассмотрите скелет пояса передних конечностей. Найдите лопатку, клю­чицу.

Из каких отделов состоит передняя конечность? Найдите плечевую кость, две кости предплечья (локтевую и лучевую), кости кисти.

Рассмотрите скелет задних конечностей и их пояс. Найдите тазовые кости, определите характер их прикрепления к крестцовому отделу по­звоночника. Найдите бедро (бедренную кость), голень (большую берцо­вую и малую берцовую кости), стопу.

Перечислите характерные особенности строения скелета млекопитаю­щего и определите, какое значение имеют эти особенности строения.

Рассмотрите на рисунке особенности скелета собаки. Выпишите назва­ния частей скелета и костей, указанных цифрами. Покажите эти части скелета на натуральном объекте.

После выполнения лабораторной работы организуется беседа, в ходе кото­рой учитель обращает внимание учащихся на вопросы, отсутствующие в мате­риале учебника и заданиях инструктивной карты.

Череп млекопитающих характеризуется относительно крупными размера­ми мозговой коробки, что естественно связано с большим объемом головного мозга. Кости черепа срастаются поздно, и это обеспечивает увеличение головного мозга по мере роста животного.

Длина шеи у млекопитающих, в отличие от птиц, определяется не числом позвонков, а их длиной. Общее число шейных позвонков равно 7. Исключе­ние составляют только ленивцы и ламантины, у которых число шейных поз­вонков варьируется от шести до десяти.

Одностороннее приспособление конечностей только к шагу и бегу ведет за собой и утрату ключиц, теряющих в этом случае свое механическое значение. Убедимся в этом. Обопритесь обеими руками на сидение стула. В таком поло­жении руки будут служить подобием передних конечностей четвероногих. Вы почувствуете, что ваши плечевые кости, упираясь в лопатки, давят на них сли­чу вверх, причем на долю ключиц, идущих к грудине, не приходится никакой нагрузки. Попробуйте теперь развести руки, сделайте ими круговые движе­ния, поднимите стул, убедитесь, что при таких движениях ключицы имеют очень большое значение.

Сокращение опорной поверхности конечностей способствует увеличению быстроты бега. Сокращение опорной поверхности достигается перенесением се со всей стопы (стопоходящие) на нижнюю сторону пальцев (пальцеходя­щие), а затем на копыта, одевающие последние фаланги пальцев (копытные).

Скелет определяет общую форму тела, которая в свою очередь связана с раз­мерами животного и со способом его передвижения (летучие мыши, киты).

С увеличением размеров четвероногого животного его костяк становится более массивным и позвоночник мало-помалу уграчивает подвижность (нап­ротив, у мелких млекопитающих позвоночник представляет собой легкий и гибкий стержень).

Зубы млекопитающих дифференцированы на группы: резцы, клыки и ко­ренные. Эти зубы имеют разную форму и выполняют различные функции. Рез­цы имеют долотообразную форму с острым режущим краем и служат для мхватывания и разрезания пищи. Клыки — конусовидные зубы большинства млекопитающих. Располагаются непосредственно за резцами по одному в каж­дой половине верхней и нижней челюстей. Служат для захватывания и разрыва­ния пищи (у хищных), защиты. Коренные зубы — высокоспециализированные чубы, для которых характерная складчатая или бугорчатая поверхность, служат для перетирания пищи. Иногда некоторые зубы не развиваются, частичная ре­дукция зубной системы приводит к образованию диасистемы.

Форма, величина и число зубов различны у разных