Урок 50. Культура Японии

0
25
литература

Цели: сформировать представление о культуре Японии; познакомиться с образами Японии; представить географическую картину страны.

Оборудование: наглядные материалы, инструктивные карточки, подручный материал для кимоно, икебаны, элементы чайной церемонии. Пейзажи в японском стиле, фрагменты видеофильмов, записи национальной японской музыки.

Тип урока: урок-игра.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Несколько активных учеников заранее вместе с учителем готовят все необходимое для проведения урока-игры. Они же являются помощниками в процессе игры. Остальные учащиеся делятся на команды.

II. Проведение конкурсов

Конкурс 1. Разминка.

Что такое?

1. Фукуяма.

2. Фукусима.

3. Синкасен.

4. Хитати.

5. Никко.

6. Татами.

7. Фудзияма.

Командам по очереди задают вопросы. Один из членов команды дает ответ. Если ответ верен, команда получает 1 балл.

Конкурс 2. Бег за лидером.

Представители команд по очереди достают из шляпы карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. За верный ответ команда получает 1 балл.

1. Мегалополис, который протягивается на 100 км от Токийского до Оскакского залива.

2. Ураганы, приходящие во время осенней смены муссонов…

3. 1% населения Японии составляют…

4. Религия, проникшая сюда из Китая…

5. Какая религия с 1663 года была официально запрещена в Японии?

6. Крупнейший город Хоккайдо…

7. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов…

8. Название циновок, покрывающих пол…

9. Высота горы Фудзиямы … (3776 м.)

10. Что такое танка?

11. Что такое хокку?

Танка (япон. — короткая песня) — жанр японской поэзии, нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

Хокку (хайку) – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

Конкурс 3. Японская поэзия.

1. Какие направления японской поэзии вы знаете? (Танка, хокку.)

О, как долго, как долго

Томился я

В ожидании!

И вот мы вместе…

О чем еще мечтать?

Что останется

После меня?

Цветы — весной,

Кукушка — в горах,

И листья клена — осенью.

2. Какое дерево чаще всего упоминается в японской поэзии? (Сакура.)

(После правильного ответа учащихся им зачитывается японское стихотворение, в котором упоминается сакура.)

3. Про какую гору японцы чаще всего писали в своих стихах? (Фудзияма.)

(После правильного ответа учащихся им зачитывается японское стихотворение, в котором упоминается гора Фудзияма.)

Конкурс 4. Черная Лошадка.

(Для проведения этого конкурса можно пригласить на урок гостя, который совершил путешествие в Японию, или любого подготовленного старшеклассника. Ведущий читает подсказки по одной с интервалом в 10-15 секунд. Чем быстрее команда отгадает загаданное, тем больше баллов она получит. Если команда дает не только правильный ответ, но и показывает знание дополнительного материала, она получает дополнительные баллы).

1) Это пришло из Китая в X веке. Здесь доминируют чисто белые цвета. Чисто японское — белое с синим, иногда черное. С росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Среди них школы бонсэки Хосокава, Сэкисю и Эндзан действуют и поныне.

(Фарфор. Открытие месторождения каолина в начале XVII века в Японии привело к возникновению первой японской фарфоровой мануфактуры, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями по белому фону и в стиле какиэмон (с оригинальной надглазурной росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Широко известны западноевропейские изделия в стиле какиэмон, созданные по японским образцам и пользовавшиеся большим спросом.)

2) Это также пришло из Китая. Он бывает лунный, бывает новогодний. Совершают это в специальном помещении.

(Чай и чайная церемония.)

После того как прозвучал правильный ответ, заранее подготовленные ученики показывают чайную церемонию.

Новогодняя чайная церемония

Новогодняя церемония состоит из набора последовательных действий. Называемых «ката». Можно обойтись и всего несколькими ката, но если овладеть многими появится легкость и естественность.

Обычно чайная церемония продолжается свыше 4 часов. За это время полается два чая: жидкий и густой. Перед густым чаем гостям подают разную еду, а потом чай.

Выпитые подряд 3-4 чашки чая могут вызвать сердечный приступ, настолько он крепок. Получив обратно последнюю чашку, хозяин ополаскивает се. В это время гость должен произнести вежливую фразу с просьбой закончить угощение. Хозяин наклоняется в знак согласия и произносит ответную учтивость. Пока хозяин занимается другими гостями, окончивший чаепитие, рассматривает рисунок на чайной чашке, отдавая дань мастерству художника.

Конкурс 5. Творческие задания.

Группам дается задание по инструктивным карточкам. Команды тянут жребий, кому какое задание выполнять.

Задание 1: Икебана.

Из заранее подготовленных материалов выполнить икебану. Следует предупредить детей, что этому искусству учатся много лет. Пока команды выполняют задание, болельщикам можно рассказать о истории этого вида искусства и основных элементах этого жанра.

Икебана (живые цветы; второе рождение цветов) — японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений. Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. Для того чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус (как считают японцы, «абсолютное зрение», по аналогии с абсолютным слухом), умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь.

Искусство икебаны возникло из индийского обычая подносить богам цветы и появилось в Японии в VI веке. Первые композиции подносились к алтарю Будды в больших роскошных вазах и отличались некоторой помпезностью. Основу первых икебан составляли две ветки, символизирующие свет и тьму, противостояние земли и неба. Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. В икебане до XV века господствовав стиль «стоящие цветы» — большие композиции, в которых линии растений устремлялись вверх, причем стебли ни в коем случае не должны были касаться стенок сосуда. Для создания этих композиций применялись ветви бамбука, деревьев хвойных пород, для чего требовались большие усилия, поэтому этим стилем икебаны занимались мужчины. Сейчас такими икебанами украшают большие помещения.

Второй стиль «одного цветка». Для него требуется всего 1-2 цветка и лист. Такие композиции сопровождали чайную церемонию. В конце XIX века искусство икебаны стало обязательным для женского образования. В 1897 появляется совершенно новый стиль — композиции из растений в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. В Европе этот стиль более известен, чем другие.

В XX веке в икебане стали использовать для композиций камни, металл, пластик, бумагу, перья, а от растений берут не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов, лозы лиан.

Композиции можно построить в высоких вазах или в низких, причем материал ваз может быть любым. В старину это был в основном бамбук с отверстиями для крепления, а также изумительные по своей изысканной простоте керамические сосуды. В чисто японских композициях цвет сосуда для выбора цветов композиции даже более важен, чем сочетание цветов друг с другом. Икебана не использует хрустальные вазы, крайне редко — стеклянные. Ваза часто дополняется подставкой или глубоким подносом.

Между созданием композиций в высоких и низких сосудах нет принципиальной разницы, но при этом используют разные способы крепления веток. Для установки композиции в глубокой вазе создают самодельные конструкции из обрезков или (как это допускаются теперь) используют мотки проволоки. Для фиксации растений в низких сосудах используют специальные металлические наколки или держатели с открытыми отверстиями. Композиции по желанию можно дополнить камнями, причудливыми кусками дерева, создающими впечатление маленького кусочка природы. Мастера икебаны нередко сами делают сосуды для композиций.

Основой композиций являются три элемента: Син, длина которого в полтора-два раза больше сложенных вместе высоты и диаметра вазы; Соэ, чья длина составляет 3/4 от Син, и Тай, который по длине составляет половину от Син. В некоторых школах длина Тай может быть измерена по Соэ (3/4 или 1/2).

Композиции могут быть прямостоячие, наклонные и свисающие. Для прямостоячей композиции Син отклоняется от центра не более чем на 30° в любую сторону. Другие ветки должны зрительно гармонировать с Син. Вершины веток обычно образуют равносторонний треугольник, но могут быть и другие геометрические фигуры.

В наклонном стиле Син отклоняют от вертикали примерно на 45°, остальные элементы отклоняются так, чтобы композиция была соответствующей. В свисающем виде Син имеет угол наклона 90° и более, так что почти падает вниз.

Готовая композиция должна иметь высоту, ширину и глубину. В качестве Син и Соэ обычно используют ветви каких-либо деревьев и кустарников, а в качестве Тай (Хикаэ) – обычно цветок, но это не является строгим правилом. Тай придает акцент всей композиции, подобно тому, как человек увеличивает красоту неодушевленной природы. Особо умелые мастера в качестве Син и Соэ используют два ответвления одной ветви соответствующей длины.

К трем главным элементам прилагаются дополнительные. В современных нестрогих композициях их количество в основном регламентируется вкусом. Каждому главному элементу можно придать дополнительный, причем он должен быть короче основного, но направлен в ту же сторону. Они могут быть той же природы, что и основные, но может быть и наоборот: к цветам добавляют нежные веточки, а к ветвям — цветы. Несколько мелких цветов вроде незабудок создают одно цветовое пятно и считаются одним элементом. Некоторые композиции строятся на контрасте или дополнении таких цветовых пятен (метод масс).

Отправной частью для создания композиции является та, которая по замыслу создателя должна больше всего притягивать внимание зрителей: это может быть цветок, цветовое пятно, красивый крупный лист или необычно искривленная ветка, причудливый корень. Акцент всегда один, другие компоненты не должны его затмевать. Икебана всегда асимметрична, в этом ее отличие от европейских букетов, но она никогда не должна быть плоской.

Материал для композиции может быть представлен в естественном виде, но чаще его изменяют: убирают лишние веточки, обрывают бутоны. В старых школах ветви специально искривляют. Стебли и ветви очищают на 10-15 см.

В Японии избегают присутствия в композиции нескольких слишком ярких цветов, но это не является догмой. Есть лишь одно довольно строгое правило: в композициях для чайной церемонии икебана одного цветка не используют желтый цвет. Избегают и одного белого, так как в Японии он считается траурным. В Европе это вполне допустимо.

Более крупные цветы располагают ближе к основанию сосуда, темные цветы также ставят внизу, но если ваза слишком темная, то темные цветы могут быть и наверху.

В японском доме икебана ставится традиционно в специальной нише – токономе. Фон и освещение имеют важнейшее значение. Выставки композиций нередко проходят в помещениях с наглухо закрытыми шторами.

Задание 2: Национальная одежда.

Из подготовленных кусков ткани сконструировать кимоно. Группам выдается описание конструирования кимоно, а если возможно, то и картины или фотографии.

Пока группа готовится, болельщики рассказывают о кимоно, показывают картины и фотографии, изображающие японцев в национальном костюме.

Японская женщина ассоциируется с кимоно, как японский пейзаж – с горой Фудзи. Однако увидеть на улицах современного города японку в кимоно сложно. Кимоно сейчас исключено из повседневного обихода, но не из сердца японцев.

Покрой кимоно (сложился 14 веков назад) способен привести в ужас модельеров своим постоянством. Японка кимоно не шьет, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольников. 10 лет учатся японки искусству конструировать кимоно. Самые простые кимоно можно начинать «шить» через два года учебы.

И хотя за 10-ти летний курс берут в школе немалые деньги, японки каждый гол ежевечерне заполняют классы до отказа. Можно с уверенностью сказать, что кимоно еще не скоро поселится в музеях.

Кимоно — традиционная не только женская, но и мужская одежда японцев. Он представляет из себя прямой халат (запах слева направо), с поясом и широкими рукавами. У женского кимоно очень широкий пояс (уложенный в бант на спине) и длинные рукава, внутренний край которых остается, как и пройма, незашитым. Так как на костюме не было пуговиц и карманов, японцы придумали нэцкэ, заменяющие пуговицы.

Нэцкэ — распространенные в японском искусстве конца XVII-XIX веков, произведения миниатюрной пластики из дерева, слоновой кости или металла. С помощью нэцкэ (обычно фигурка со сквозным отверстием) к поясу кимоно прик

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь