Урок 50 А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»
Цель: показать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя о жизни и литературной деятельности А. Блока.
Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки.
Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета.
В 1903 году женился на дочери знаменитого ученого Д. И. Менделеева. После женитьбы жизнь его была внешне спокойной, счастливой, светлой, а «в стихах лихорадка ужаса, предчувствие гибели» (К. Чуковский). Главные мотивы поэзии Блока этого времени – осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека.
Какова же основная тема его стихов?
«Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой, как стрела, – действенный… Ведь здесь – жизнь или смерть. Счастие или погибель».
Для Блока Россия – святыня. Революцию он воспринял как стихию, ветер. До революции Россия для Блока – это даль, простор, путь. Теперь – ветер, гибельный, отчаянный, черный (поэма «Двенадцать».)
Умер Блок 7 августа 1921 года в Петрограде, оставив нам удивительное лирическое наследие.
2. Выразительное чтение стихотворений «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…» (подготовленными учащимися).
3. Анализ стихотворений.
– Каково состояние лирического героя? К чему он стремится, что его тревожит?
– Какие эпитеты использует поэт в стихотворении «Летний вечер»?
– Выпишите глаголы, передающие действие, состояние души в стихотворении «О, как безумно за окном…».
– Как можно охарактеризовать ритм стихотворений?
– В чем особенность синтаксиса стихотворений?
– По какому принципу подобраны стихотворения в учебнике-хрестоматии? (Контрастны по настроению, лексике, образам.)
– Какие слова в этих стихотворениях можно назвать ключевыми в мироощущении лирического героя? (Забота, печаль, безумие, сожаление, мрак, борьба.)
Вывод: лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений А. Блока.