Цели: рассмотреть особенности современного общества; развивать учебно-исследовательские умения учащихся в групповой деятельности.
Основные понятия: мировое сообщество, научно-техническая революция.
Оборудование: учебник, дополнительный материал для учащихся.
План изучения нового материала
1. Современное производство.
2. Современные средства транспорта и связи.
3. Состав современного общества.
4. Проблемы современного общества.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы продолжим изучение особенностей общественного развития, и наш разговор пойдет о современном обществе.
II. Обсуждение домашнего задания
Вариант 1
Развернутый ответ по карточке.
Карточка № 1
1) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ.
— Как вы думаете, почему в наше время в некоторых частях Земли сохранились племена, занимающиеся охотой, собирательством и огородничеством? (Опорная информация’.Мадагаскар; аборигены Австралии; важнейший источник существования; племенной образ жизни; богатые природными ресурсами регионы.)
2) Сделайте вывод.
Карточка № 2
1) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ.
— Объясните, каким образом у древних людей появились земледелие и скотоводство? (Опорная информация’, глобальный продовольственный кризис, конец каменного века, перенаселенность Земли, более совершенные орудия труда, Средний Восток.)
2) Сделайте вывод.
Вариант 2
1. Организация групповой деятельности.
Класс делится на пять групп. Четыре группы «Исследователей» — составляют рассказ на тему «День древнего земледельца», используя учебник, дополнительный материал.
Группа «Эксперты» вместе с учителем разрабатывает критерии оценки составленных рассказов и далее оценивает их.
Примерные критерии:
1) Соответствие содержания рассказа сформулированной теме.
2) Оригинальность.
3) Четкость изложения.
4) Эмоциональность.
5) Совмещение учебного материала с дополнительным.
2. Подведение итогов работы.
Группы презентуют результаты своей деятельности. Эксперты рецензируют составленные рассказы. Учитель подводит итоги работы, оценивает учащихся.
3. Рефлексия.
— Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
— Кому было сложнее при выполнении задания: «экспертам» или «исследователям»?
— Вы удовлетворены результатами своей деятельности на уроке?
III. Изучение нового материала
Современное общество — это индустриальное, или промышленное, и постиндустриальное, или информационное, общество, в котором большую роль играют наука, знания и техника. Большая часть населения — это жители городов. Общество состоит из людей различных профессий и специальностей.
Признаки современного общества: роботизированное производство, гигантские супермаркеты, космические станции. (Признаки можно записать в тетради.)
IV. Чтение с пометками
Учащиеся читают на с. 29—30 «Современные средства транспорта и связи» и делают на полях пометки, используя метод «инсерт».
V. Фронтальный опрос
— Какая информация у вас вызвала вопрос?
— Какая информация была для вас новой?
— Какая информация была вам знакома?
VI. Слово учителя
Современное общество столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу для его существования и дальнейшего развития: сохранение окружающей среды, угроза войн, распространение ядерного оружия, международный терроризм, социальное неравенство, преступность, проблемы охраны здоровья. Актуальной остается проблема сохранения и передачи молодому поколению культурных и нравственных ценностей.
(Организуется работа с иллюстративным материалом на с. 32.)
VII. Подведение итогов урока
— Каковы характерные черты современного общества?
— Что такое научно-техническая революция?
— С какими проблемами столкнулось современное человечество?
Домашнее задание
Прочитать § 4, запомнить (выучить).