Урок 5. Правовое государство: право выше власти

0
959
химия

Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей право­вого государства, причин, по которым необходимо строгое соблю­дение законов в обществе; продолжить формирование умений ана­лизировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (публичная власть, теория разделения властей, верховен­ство права, незыблемость прав и свобод человека, конституцион­ный суд, суд общей юрисдикции, арбитражный суд), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правовая ответственность»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточ­кам № 5-7

КАРТОЧКА № 5

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какими бывают правонарушения и правовая ответственность за них?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое правонарушение?

– Каковы признаки правонарушения?

– Чем отличается преступное деяние от проступка?

– Когда наступает ответственность за правонарушение, и какое на­казание несут правонарушители?

– Какой смысл несет понятие «правовая ответственность»?

– Каковы виды юридической ответственности?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 6

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие правонарушения рассматриваются административным правом?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое административное право?

– Какие сферы жизни общества оно охватывает?

– Где существуют и работают административные органы управ­ления?

– Какие формы могут иметь нормы административного права?

– Приведите примеры административных правонарушений.

– Какие наказания предусмотрены законом за административные правонарушения?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 7

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие общественные отношения регулирует уголовное право?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Когда был принят Уголовный кодекс РФ?

– Почему отрасль уголовного права называют охраняющим правом?

– Какие задачи, помимо охраняющей, выполняет уголовное право?

– Что такое самооборона?

– Примеры каких видов преступлений вы можете привести?

– Какие наказания предусмотрены в Уголовном кодексе?

– Когда применяется наказание за преступление?

– Какую цель преследует наказание?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

– Приведите примеры правовых и моральных норм. Вариант ответа:

Правовые нормы

Моральные нормы

Отношения между работником и работодателем.

Правила дорожного движения И др.

Правила поведения в обществе. Отношения учеников и учителей. Семейные традиции.

И др.

ВАРИАНТ В

Выполнение тестового задания

1. Что служит плавным критерием правовой культуры человека?

а)знание законов;

б) юридическая ответственность;

в) юридическое образование;

г) чтение юридической литературы.

2. Какое из приведенных правонарушений будет характеризо­ваться как преступление?

а) переход улицы на красный свет;

б) распитие спиртных напитков во дворе жилого дома;

в) кража сотового телефона из школьной раздевалки’,

г) оскорбление прохожих.

3. Кто ввел в право понятие «категорического императива»?

а) И. Кант б) Г. Гегель;

в) К. Маркс; в) В. Ленин.

4. Какую отрасль права можно назвать управленческим правом?

а) уголовное право; б) трудовое право;

в) административное право’, г) семейное право.

5. Что входит в функции уголовного права?

а) охрана интересов личности;

б) предупреждение преступления;

в) запрет на общественно опасные деяния;

г) все вышеперечисленное.

6. Кто из перечисленных лиц не может быть подвергнут адми­нистративному аресту?

а) врач скорой помощи;

б) государственный чиновник;

в) пенсионер;

г) учащийся 11 класса.

1. Что из перечисленного является признаком правонару­шения?

а) опасные мысли;

б) опасное поведение’,

в) угрожающий тон и смысл речи’,

г) подозрительный вид.

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

Что такое административное право? (Это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государ­ственного управления, сфере охраны общественного поряд­ка, жизни, прав и свобод граждан.)

Какие наказания предусматривает Административный ко­декс РФ? (Административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, конфискация орудия правонарушения, исправительные работы, администра­тивный арест на срок до 15 суток.)

В чем отличие проступка от правонарушения? (Просту­пок – вид правонарушения. В отличие от преступления, проступок обычно лишен общественно опасного характера (малозначителен в смысле уголовного права). Различают гражданские, административные и дисциплинарные про­ступки.)

Что такое преступление? (Сознательно совершенное обще­ственно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.)

Какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ? (1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязатель­ные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) конфискация имущества (отмене­на); 8) ограничение свободы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.)

– С какого возраста наступает ответственность по Уголовному кодексу РФ? (С 16 лет.)

Какую роль в судебном процессе играют присяжные за­седатели? (Они имеют право рассматривать дело в суде и выносить вердикт.)

Что включает в себя уголовное право? (2 части: общую и особенную. Первая состоит из норм уголовного права. Вторая представляет собой перечень отдельных престу­плений.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 5-7, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Что такое государство?

2. Соединение силы и справедливости.

3 А. В. Поздеев

3. Власть в правовом государстве.

4. Признаки (принципы) правового государства.

Задача для учащихся: выяснить, кто выше: право или власть? Зачем разделять единую власть?

1. Беседа с учащимися о признаках государства или са­мостоятельная работа с текстом учебника (§ 31 учебника 1 (с. 192-193) или § 2 учебника 2 (с. 12-19)) и дополнительным материалом.

V. Подведение итогов урока

– Зачем соединять силу и справедливость?

– Что выше: право или власть?

– Всеобщая связанность законом – в чем смысл?

– Зачем разделять единую власть?

Домашнее задание

1. Прочитать § 31 учебника 1 (с. 192-197) или § 2 и § 6 учеб­ника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Зачем соединять силу и право?

– Почему нужно разделять власть в государстве?

– Каковы признаки правового государства?

3. Выполнить в тетради задание 4 на с. 199 учебника 4 или практикум на с. 20 учебника 2.