Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей правового государства, причин, по которым необходимо строгое соблюдение законов в обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (публичная власть, теория разделения властей, верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражный суд), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правовая ответственность»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 5-7
КАРТОЧКА № 5
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Какими бывают правонарушения и правовая ответственность за них?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое правонарушение?
– Каковы признаки правонарушения?
– Чем отличается преступное деяние от проступка?
– Когда наступает ответственность за правонарушение, и какое наказание несут правонарушители?
– Какой смысл несет понятие «правовая ответственность»?
– Каковы виды юридической ответственности?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 6
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Какие правонарушения рассматриваются административным правом?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое административное право?
– Какие сферы жизни общества оно охватывает?
– Где существуют и работают административные органы управления?
– Какие формы могут иметь нормы административного права?
– Приведите примеры административных правонарушений.
– Какие наказания предусмотрены законом за административные правонарушения?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 7
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Какие общественные отношения регулирует уголовное право?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Когда был принят Уголовный кодекс РФ?
– Почему отрасль уголовного права называют охраняющим правом?
– Какие задачи, помимо охраняющей, выполняет уголовное право?
– Что такое самооборона?
– Примеры каких видов преступлений вы можете привести?
– Какие наказания предусмотрены в Уголовном кодексе?
– Когда применяется наказание за преступление?
– Какую цель преследует наказание?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
– Приведите примеры правовых и моральных норм. Вариант ответа:
Правовые нормы |
Моральные нормы |
Отношения между работником и работодателем. Правила дорожного движения И др. |
Правила поведения в обществе. Отношения учеников и учителей. Семейные традиции. И др. |
ВАРИАНТ В
Выполнение тестового задания
1. Что служит плавным критерием правовой культуры человека?
а)знание законов;
б) юридическая ответственность;
в) юридическое образование;
г) чтение юридической литературы.
2. Какое из приведенных правонарушений будет характеризоваться как преступление?
а) переход улицы на красный свет;
б) распитие спиртных напитков во дворе жилого дома;
в) кража сотового телефона из школьной раздевалки’,
г) оскорбление прохожих.
3. Кто ввел в право понятие «категорического императива»?
а) И. Кант б) Г. Гегель;
в) К. Маркс; в) В. Ленин.
4. Какую отрасль права можно назвать управленческим правом?
а) уголовное право; б) трудовое право;
в) административное право’, г) семейное право.
5. Что входит в функции уголовного права?
а) охрана интересов личности;
б) предупреждение преступления;
в) запрет на общественно опасные деяния;
г) все вышеперечисленное.
6. Кто из перечисленных лиц не может быть подвергнут административному аресту?
а) врач скорой помощи;
б) государственный чиновник;
в) пенсионер;
г) учащийся 11 класса.
1. Что из перечисленного является признаком правонарушения?
а) опасные мысли;
б) опасное поведение’,
в) угрожающий тон и смысл речи’,
г) подозрительный вид.
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
– Что такое административное право? (Это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, сфере охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.)
– Какие наказания предусматривает Административный кодекс РФ? (Административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, конфискация орудия правонарушения, исправительные работы, административный арест на срок до 15 суток.)
– В чем отличие проступка от правонарушения? (Проступок – вид правонарушения. В отличие от преступления, проступок обычно лишен общественно опасного характера (малозначителен в смысле уголовного права). Различают гражданские, административные и дисциплинарные проступки.)
– Что такое преступление? (Сознательно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.)
– Какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ? (1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) конфискация имущества (отменена); 8) ограничение свободы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.)
– С какого возраста наступает ответственность по Уголовному кодексу РФ? (С 16 лет.)
– Какую роль в судебном процессе играют присяжные заседатели? (Они имеют право рассматривать дело в суде и выносить вердикт.)
– Что включает в себя уголовное право? (2 части: общую и особенную. Первая состоит из норм уголовного права. Вторая представляет собой перечень отдельных преступлений.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 5-7, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое государство?
2. Соединение силы и справедливости.
3 А. В. Поздеев
3. Власть в правовом государстве.
4. Признаки (принципы) правового государства.
Задача для учащихся: выяснить, кто выше: право или власть? Зачем разделять единую власть?
1. Беседа с учащимися о признаках государства или самостоятельная работа с текстом учебника (§ 31 учебника 1 (с. 192-193) или § 2 учебника 2 (с. 12-19)) и дополнительным материалом.
V. Подведение итогов урока
– Зачем соединять силу и справедливость?
– Что выше: право или власть?
– Всеобщая связанность законом – в чем смысл?
– Зачем разделять единую власть?
Домашнее задание
1. Прочитать § 31 учебника 1 (с. 192-197) или § 2 и § 6 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Зачем соединять силу и право?
– Почему нужно разделять власть в государстве?
– Каковы признаки правового государства?
3. Выполнить в тетради задание 4 на с. 199 учебника 4 или практикум на с. 20 учебника 2.