Цели урока: расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изучения строения насекомых, выявить причины необычайного процветания класса насекомых.
Оборудование: таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Жук-пла- вунец», коллекции насекомых, инструктивные карты к лабораторной работе № 3, лупы, диафильм «Насекомые».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Графическая работа.
Вариант I
Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение.
Членистоногие — самый крупный по количеству видов тип животных.
К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы.
Тело членистоногих членистое; членики у большинства образуют голову, грудь, брюшко.
Членистоногие могут иметь только по 3, 4, 5 пар ног.
Хитиновый покров не пропускает ни воду, ни газ.
У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевы сосуды.
Ракообразные ведут только водный образ жизни.
Органы дыхания пауков — трахеи и легкие.
У десятиногих раков имеется жевательный желудок и цедильный желудок.
Все клещи — паразиты животных и вредители растений.
При жаберном дыхании кровь переносит по организму кислород и углекислый газ.
Дафнии в воде передвигаются прыжками с помощью передней пары ног.
Дафнии и многие другие планктонообразные ракообразные — фильт- раторы воды.
Промысловое значение из ракообразных имеют только камчатский «краб» и некоторые виды крупных крабов.
Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют.
Все пауки дышат атмосферным воздухом.
Для всех пауков характерно плетение ловчей сети.
Некоторые ракообразные, например, мокрицы, ведут наземный образ жизни.
Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить ни голову, ни головогрудь, ни брюшко.
Камчатский «краб» — не краб, а крабоид.
Вариант II
Членистоногие на Земле заселили все возможные среды обитания.
К членистоногим относятся дафнии, скорпионы, комары, мухи.
Тело у членистоногих не разделено на членики, а конечности имеют членистое строение.
Членистоногие смогут иметь от 3 пар ног и более (до 150).
Хитиновый покров с возрастом животного становится легко растяжимым.
Тело речного рака, как и других десятиногих раков, состоит из членистой головогруди и членистого брюшка. На брюшке раков имеются ножки.
Органы выделения у высших раков — зеленые железы.
Для паукообразных характерно наличие 4 пар ног.
У паукообразных нет усиков.
Органы дыхания раков — жабры.
Тело у пауков состоит из головогруди и брюшка, а у клещей оно слитное.
У пауков желудок жевательный.
Пауки — хищники.
К хитиновому покрову изнутри прикрепляются мышцы.
Мелкие ракообразные в морях составляют основную массу зоопланктона.
У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног, передние ноги имеют клешни.
Развитие у паукообразных без превращения (прямое).
Тихий опрос по вопросам:
У пауков глаза сложные и они обладают отличным зрением.
Мокрицы относятся к классу ракообразных.
У пауков имеются ядовитые ногощупальца.
Общая характеристика паукообразных. Хелицеры. Щупальца. Роль паукообразных в природе и жизни человека.
Общая характеристика клещей, их приспособленность к паразитическому образу жизни. Значение клещей.
Работа по карточкам (индивидуально).
Опишите строение паука-крестовика.
Какие особенности строения и поведения паука связаны с его наземным образом жизни?
На основе каких признаков клещей относят к классу Паукообразные? Какие признаки клещей связаны с паразитическим образом жизни?
Пауки имеют простые глаза, а многие клещи лишены и таких органов зрения. В
связи с чем у большого числа видов клещей исчезли глаза? Каким образом они обхо- дятся без них? .________________________
Перечислите известных вам представителей класса паукообразных, являющихся хищниками. Какие их признаки связаны с хищным образом жизни?
Перечислите известных вам представителей класса паукообразных, являющихся
паразитами. Какие их признаки связаны с паразитическим образом жизни?_______
Изучение нового материала
Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые.
У нас четыре конечности — у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха — уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса — вкусовые сосочки — помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им «видны» ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия.
У нас постоянная температура тела — около 37 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые — настоящие дети солнца. Если солнце греет — они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура — и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.
На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.
Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?
Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса — шестиногие — также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у нихтрех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).
Лабораторная работа №3. «Внешнее строение насекомого»
О Попробуйте самостоятельно определить ход ваших исследований, затем сверьте ваши предполагаемые действия с пунктами инструктивной карты. Выполните лабораторную работу.