Ц е л ь: обобщить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся под диктовку записывают слова:
Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.
– Что объединяет эти слова? (Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)
Устно выполняется коллективная проверка.
II. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны пословицы.
Без не выловишь и из пруда.
Не красна , а красна .
Не спеши , а торопись .
Что написано , не вырубишь.
Учитель предлагает прочитать пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова.
– Какие члены предложения пропущены? (Дополнения.)
– Спишите. Вставьте дополнения над их условными обозначениями, а сверху укажите падеж.
– Какие еще второстепенные члены предложения вы знаете? Что вы можете о них рассказать?
III. Закрепление изученного.
1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
Учитель диктует предложение, ученик, работающий у доски, проговаривает «ошибкоопасные» места, разбирает предложение по составу, используя карточки, составляет схему предложения:
()
Все учащиеся выполняют задания в тетрадях.
П р е д л о ж е н и я для коллективного письма:
· по пашне важно гуляли черные грачи.
· Потом мальчик напоил лосенка теплым молоком.
· К молодой липке быстро подлетела синичка.
· Еж накрылся сухими листьями в своей норке.
· Белка отыскала свою кладовую в старом дупле.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а выполняется по заданиям трех уровней сложности (сильный, средний, слабый).
В а р и а н т I (для сильных учеников)
Составьте предложения по схемам, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, надпишите части речи.
а)
б)
В а р и а н т II (средний уровень)
Допишите предложения, разберите по членам, надпишите части речи.
а)
б)
В а р и а н т III (для слабых учащихся)
Разберите предложения по членам, надпишите части речи.
а) Мы собирали грибы в сосновом лесу.
б) В жару мы купались в пруду.
IV. Итог урока.
– Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
Домашнее задание: составьте и запишите предложения: 1) с обстоятельством; 2) с дополнением; 3) с определением.