Цели урока: сформировать у учащихся знания о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества; о составе пищевых сетей; о классификации групп организмов, находящихся в различных звеньях пищевой цепи и их роли в функционировании сообщества.
Оборудование: карточки, тематические карты, таблицы, схемы.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания (работа с карточками по вариантам)
Вариант I
Соотнесите предлагаемые понятия и определения:
биоз);
нейтрализм;
конкуренция;
аменсализм;
1) мутуализм (сим- А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны
Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда
В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей
Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приноситхозя- ину ни вреда, ни пользы
комменсализм (квартирантство);
комменсализм (нахлебн ичество);
Д. Совместно обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой
Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих
7) паразитизм;
Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми Тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания
8) хищничество.