Урок 49. Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию внешности человека (с использованием причастий)

0
492

Урок 49. Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию внешности человека (с использованием причастий)

Цели: совершенствовать умение учеников описывать внеш­ ность человека; развивать навыки монологической речи; развивать внимание учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изу­ ченного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо – о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Укра­ шенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный – одна н.)

(Самсон Вырин, герой повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Полное страдательное причастие прошедшего вре­ мени – небритого.)

«Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадле­жал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

(Федя, герой рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Полное стра­дательное причастие прошедшего времени (в роли прилагательного- определения) – полурассеянной.)

А вот описания других героев этого рассказа:

«Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заост­ рено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; дни, казалось, хотели что-то высказать*.. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».

(Костя. Краткое страдательное причастие – заострено; полное действительное причастие прошедшего времени – блестевшие.)

«…на вид было не более двенадцати лет», «лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно вы­ ражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились», «Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку».

(Илюша. Полные страдательные причастия прошедшего време­ ни (в роли прилагательного-определения) – вытянутое, сжатые, сдвинутые?)

Обратим внимание, что описание внешности является способом характеристики героев, что по внешности писатель угадывает черты характера и даже мысли.

IV . Подготовка черновых вариантов сочинений

Домашнее задание

Написать сочинение, используя разные виды причастий.

Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Причастие» (вопросы на с. 70).

Придумать свои вопросы и задания разных видов по этой теме.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь