Цели: раскрыть образ главной героини сказа – хозяйки Медной горы; сообщить разницу понятий «сказ» и «сказка».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Работа с иллюстрациями ребят к сказу, выставка детских рисунков.
2. Чтение эпизода – описание Хозяйки Медной горы.
II. Анализ текста.
Вопросы:
1. Что заставило Хозяйку испытывать Степана на бесстрашие? Почему? (Хотела узнать характер мастера, испытать его. Степан понравился Хозяйке.)
2. Почему после первого испытания Хозяйка называет мастера Степаном, а после второго – Степаном Петровичем? (Хозяйка проникается уважением к человеку честному, мужественному.)
3. Почему не обиделась героиня, когда Степан отказался жениться на ней? (Ей понравилось, что он тверд в своих убеждениях, не может изменить слову, данному другой, любит земную, живую девушку.)
4. Вспомните, при прощании Хозяйка велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы в глазах. Почему? (Хозяйка не просто дух горы и подземных богатств, она наделена чувствами; читатель понимает, что Хозяйка обладает душой, она живая, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно.)
5. Почему она силой не оставляет у себя Степана? (Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан – земной человек, Хозяйка – волшебница.)
6. Можно ли согласиться с тем, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность?
7. Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается». Какое значение в сказе имеет этот момент? (Накормить, значит, радушно принять гостя. Хозяйка относится к Степану очень тепло, по-доброму.)
8. Куда же ушла веселость Хозяйки Медной горы да и Степана? В чем огорчение Степана, теперь он вольный человек? Где бывал во время охоты Степан? (Перечитывание или пересказ эпизода смерти героя.)
9. Что заставило Степана на всю жизнь сохранить слезы-алмазы в тайне ото всех, кто с ним общался?
III. Работа над иллюстрацией учебника «Медной горы Хозяйка» художников А. Ковалева, Г. Буреева. Палех.
Учащиеся подберут строки из сказа, которые пояснят фрагменты миниатюры.
«А одежда, и верно, такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладить».
«На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит: «Видел я вечор Хозяйку Медной горы…»
«Надзиратель рудничный… отвел ему забой хуже некуда. …стал Степан каелкой помахивать… Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает».
IV. Работа над понятиями «сказ» и «сказка».
Задание: записать в тетради определения понятий из учебника.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки*.
V. Обобщение.
Эпиграфом к уроку служат слова самого Бажова о труде. Объясните, что значит «одухотворенный труд»?
Это труд, в который люди вкладывают свою душу, стремятся выполнить работу очень хорошо, чтобы заслужить похвалу других, чтобы смогли их назвать самым важным словом – «мастер».
П. П. Бажов – единственный из писателей, кто смог собрать великолепные сказы Урала, обработать их литературно, создать свои интересные варианты таких произведений.
В ряду литературных героев представляет интерес образ малахитницы, хранительницы тайн талантливых уральских мастеров, хозяйки подземных богатств. Именно мифическая Хозяйка Медной горы воплощает в себе красоту природы уральского края, показывает людям богатства свои и тут же скрывает их, бережет.
Сказ впервые был опубликован в 1936 г. Именно он служит началом целой группы сказов о малахитнице.
Домашнее задание: чтение пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».