Урок 49. Население и трудовые ресурсы Центральной России

0
534

Цели: Сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России.

Оборудование: Карты «Плотность населения», «Народы России», политико­административная, образцы продукции народных художественных промыслов насе­ления Центральной России.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Устный вопрос:

Оцените ЭГП Центральной России.

Оцените природные условия и ресурсы Центральной России.

Географический диктант:

!. Какой район не входит в состав Центральной России? а) Центральный район; б) Волго-Вятский;

в) Центрально-Черноземный; г) Северный.

Связи с окраинами России и соседними странами осуществлялись в XI- XVI вв.

а) по рекам;

б) по дорогам грунтовым;

в) по морям.

Центральная Россия имеет … положение

а) периферийное;

б) столичное;

в) приграничное.

Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

а) Украина; б) Беларусь;

в) Молдавия; г) Литва.

Транспортная сеть в Центральной России представлена …

а) автомобильными дорогами; б) железными дорогами;

в) трубопроводами; г) всеми видами транспорта.

Как назывался древний торговый путь, проходивший по рекам и волокам?

Центральная Россия …

а) богата природными ресурсами;

б) не богата природными ресурсами.

В Центральной России есть крупное месторождение …

а) бурого угля; б) торца;

в) фосфоритов; г) железной руды.

Развитию экономики Центральной России благоприятствуют …

а) природные условия;

б) природные ресурсы;

в) ЭГП.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4-а, б, г; 5 -г; 6- путь «из варяг в греки»; 7 -б; 8- г; 9-а, в.

Изучение нового материала

План на доске:

Народы Центральной России (народные художественные промыслы);

Агломерации;

Древние города;

Центры военной науки и ВПК;

Центры промышленности;

Миграции населения;

Численность населения;

Сельское расселение;

Трудовые ресурсы.

Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они пре­обладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Северо-Западного районов. Центральная Россия – колыбель русского народа.

В республиках Волго-Вятского района живут чуваши (Чувашия), марийцы (Ма- рий-Эл), мордва (Мордовия). Преобладают русские в республиках Мордовии и Ма­рий-Эл, а в Чувашии преобладает коренное население – чуваши (68%).

Обычаи и традиции русских

Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово (7 января), Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масле­ница, которая совпадает с «проводами зимы».

Русские используют письменность кириллицу (ее создатели Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины.

Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове – платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На но­гах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой – валенки.

Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины – две косы.

Народные художественные промыслы

В селах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились на­родные кустарные промыслы. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия.

Наиболее активно промыслы развивались в XIX веке.

Один из наиболее старых по времени возникновения – подмосковный промысел резьбы по дереву – находится в селе Богородском, которое расположено близко к Троице-Сергиевой Лавре. В Богородском в XVII в. стали вырезать из дерева игруш­ку. Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины – мягких пород. Резчики использовали топор, стамески, ножи.

Изделия из капа и капокорня – наростов на стволах и корнях березы изготавли­вают мастера г. Кирова (Вятки).

Один из видов расписной деревянной посуды – «золотая хохлома» изготавлива­ется в г. Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветной фоне основа росписи.

Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью.

Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушива­ют. Поверхность натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-120° С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Хохломские чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Чаши отлича­лись друг от друга формой и росписью.

Самое интересное изделие – братина. Был древний обычай – братчина. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди – родствен­ники. Рассаживались за одним столом обсуждали дела. К концу разговора и подава­лись щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Это горшок до 50 см в диа­метре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цве­ток – цветок счастья. Но цвел он только один раз в году в Иванов день. Тот, кто су­мел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Ставец – индивидуальная посуда. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Ставцы были посудой у монахов. Отсюда пошла пого­ворка: «Всяк старец имей свой ставец!»

Рисунок на изделиях – ягоды, травка, цветы. Травка писалась черным и красным цветом. Затейливые узоры называются Кудрины. Травки превращаются в крупные кудри – завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне.

Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет «солнце»; на черном фоне замечательно смотрятся все яркие цвета, он символизиру­ет торжественность.

Еще один художественный промысел – финифть – дивная по красоте роспись по эмали. Славится финифтью г. Ростов в Ярославской области. «Финифть» в переводе с греческого означает светлый, блестящий камень. Белоснежные пластинки из спла­вов, обожженные при высокой температуре, сияют драгоценной росписью. В техни­ке финифти изготовляли нагрудные иконки, образки, позднее – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

Палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью, из­вестны не только в России, но и за рубежом. Появилось это искусство в селе Палех Ивановской области в 1924 г. Об искусстве Палеха написала стихи Ольга Маркова:

Палех

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказами да былью…

Русские, иконные края…

Палеха несломленные крылья!

Будто свиток Палешка – река В полосе вишневого заката Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок?!

Да и сам-mo Палех, как ларец,

Первозданен, искренен и хрупок…

Зарастает речка муравой.

На воде – венок живой из лилий…

(То ли день струится золотой,

Толи свет из утонченных линий?…)

Не печалься, древняя земля!

Пчелами гудит лесной малинник… русские иконные края Сохраняют Таинства святыни.

В Центральной России в основном преобладает городское население.

Задания:

По табл. 50, с. 226, уч. Д. определите, в каком районе Центральной России наи­большая доля городского населения, а в каком наименьшая? (Наибольшая доля горожан в Северо-Западном районе, а наименьшая – в Центрально­черноземном районе.)

Используя табл. 13, с. 48, уч. Д., назовите города-миллионники Центральной России, запишите их в тетрадь. (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новго­род.)

Вокруг этих городов сформировались агломерации. Вспомните, что называется

агломерацией? Найдите на карте древние города Центральной России. (Новго­род, Муром, Ростов, Псков, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Курск, Рязань, Владимир, Москва.)

Как изменилась численность населения в областях и городах Центральной Рос­сии (табл. 51, с. 226, уч. Д.). (Численность населения уменьшалась в Тверской, Смоленской, Рязанской, Кировской, Псковской, Тамбовской. Росло население с 1926 по 1990 гг., а затем снижалось в Московской, Ленинградской, Нижего­родской областях. Росла численность населения в городах Твери, Смоленске, Рязани, Кирове, Пскове, Тамбове до 1994 г. Сокращалась численность населе­ния с 1989 года в крупнейших городах.)

Почему численность населения крупных городов уменьшалась? (Уменьшился естественный прирост и миграции населения.)

Как изменяется численность населения в сельских населенных пунктах? (Из-за оттока населения из села в город (процесс урбанизации) в сельской местно­сти не хватает трудовых ресурсов. Сейчас идет миграция в сельскую мест­ность Центральной России жителей Севера, вынужденных переселенцев, се­мей бывших военнослужащих.)

IV.Закрепление

Какое население преобладает в Центральной России?

а) городское;

б)сельское.

Какой народ преобладает в Центральной России?

а) чуваши; б) мордва;

в) марийцы; г) русские.

В состав какого района входят республики?

а) Центрального;

б) Волго-Вятского;

в) Центрально-Черноземного.

«Золотая хохлома» – это народный художественный промысел …

а) г. Кирова;

б) г. Семенова;

в) села Богородского.

В г. Ростове Ярославской области изготавливают …

а) финифть;

б) деревянная игрушка;

в) лаковая миниатюра.

На территории Центральной России находятся города-милионники …

а) Москва; б) Воронеж; в) Нижний Новгород;

г) Санкт-Петербург; д) Псков.

Укажите древние города Центральной России.

а) Новгород; б) Дубна;

в) Санкт-Петербург; г) Псков.

Самая высокая доля горожан в …

а) Центральном районе;

б) Северо-Западном районе;

в) Центрально-Черноземном районе.

Городов-миллионников нет в …

а) Центральном районе;

б) Северо-Западном районе;

в) Волго-Вятском районе;

г) Центрально-Черноземном районе.

Ответы: 1 – а; 2 – г; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а, в, г; 7 – а, г; 8 – б; 9 – г.

Домашнее задание

По уч. Д., §42.

Выполните задания раздела «Внимание! Проблема!» (с. 225).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь