Цель урока: 1) Сформировать знания о физико-географическом положении материка Африка; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Физическая карта мира.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Население (320 млн. человек, первые люди заселили 15-17 тыс. лет назад; индейцев – 10%; инки; метисы; мулаты; самбо; креолы)
2. Страны (Андские страны и Равнинного Востока)
3. Страны Равнинного Востока (5-е место по площади территории – Бразилия)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Автор записей «Хождение за три моря» (Никитин)
2. Количество высотных поясов зависит от (высоты гор и географического положения)
3. Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества (осадков к испаряемости)
4. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)
5. Если солёность воды 18 %, то сколько разного вещества можно получить из 1л воды Чёрного моря? (
6. Одной из причин смены времён года на Земле является (наклон земной оси к плоскости орбиты)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Каковы особенности географического положения материка? Обратите внимание на пересечении материка экватором и Гринвичским меридианом. Расположение в полушариях.
V.Объяснение новой темы.
1. Особенности материка (второе место по площади – 30,3 млн. км², самая длинная река мира – Нил имеет длину
2. Географическое положение.
3. Океаны и моря у берегов Африки (Атлантический и Индийский океан, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Красное море, заливы Гвинейский и Сидра, полуостров Сомали; острова Мадагаскар, Занзибар, Сокотра, Коморские, Сейшельские, Маскаренские на востоке и Мадейра, Канарские, Зеленого мыса и Гвинейского залива на западе)
4. Воды Атлантического океана (Гвинейское течение, Бенгельское)
5. Бассейн Индийского океана (Красное море самое соленое в мире, Сомалийское холодное течение, Мозамбикское и Мадагаскарское течение)
6. История исследования Африки (в XIV в. арабский путешественник Абу ибн Батута; в 1497 –
VI.Усвоение новой темы.
1. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
2. Остров Мадагаскар отделён от материка проливом (Мозамбикским)
3. Самое глубокое озеро Африки (Танганьика)
VII.Домашнее задание. § 44, страница 168 – 169, на контурной карте обозначить заливы, проливы, острова, полуострова, крайние точки, моря, океаны, течения, самую высокую и самую низкую точку
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Африка – самый жаркий материк, так как находится между двумя тропиками. Крайние точки материка находятся в четырех разных полушариях.