Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями органов чувств животных из разных групп, сформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.
Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных групп.
Ход урока
Актуализация знаний
Биологический диктант.
Способность животных реагировать на раздражение
Нервная клетка называется ….
Короткие отростки нейрона называются ….
Длинные отростки нейрона называются ….
У гидры нервные клетки образуют нервную ….
Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является………………………………………………..
Впервые нервные клетки появляются у….
У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов — ….
Головной мозг состоит из …. отделов.
Центр условных рефлексов в головном мозге – ….
Отдел мозга, отвечающий за координацию движения и за равновесие -….
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы называется…
Индивидуальный опрос
Что такое рефлекс? Какие виды рефлексов вы знаете?
Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.
Каковы особенности нервной системы ланцетника?
Каковы особенности нервной системы птиц?
Что такое раздражимость? Приведите примеры реакции раздражимости у простейших.
Как шло эволюционное изменение нервной системы хордовых животных?
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Координированная деятельность организма основана на непрерывном притоке информации из внешней и внутренней среды.
Сведения об окружающем мире организм получает благодаря специальным чувствительным органам — нервным образованиям периферической части сенсорной системы, воспринимающим и анализирующим раздражение. Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации. Благодаря органам чувств одновременно с детальным анализом предметов и явлений внешнего мира происходит непрерывный синтез различных ощущений. Благодаря этому и осуществляется целостное восприятие окружающего мира.
Наиболее распространенными органами чувств являются: зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие, вкусовые ощущения.
У простейших имеются органоиды, выполняющие осязательную функцию. При этом амеба «чувствует» всей поверхностью клеточного тела, инфузория – только ресничками. У эвглены имеется светочувствительный глазок — стигма, примитивный орган зрения, способный различать только свет и тьму.