Урок 46 СТОЙКОСТЬ ГЕРОЯ, ЖАЖДА ЗНАНИЙ, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

0
598
изучение информатики

Урок 46 Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Цель: показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по прочитанному.

– Как мальчик вел себя во время драки? Как это его характеризует?

Зачитать от слов: «…Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово…». Это слово он прокричит через несколько минут что было мочи: «Переверну-у-ул!».

– И вновь пейзажная зарисовка помогает понять, передать состояние героя, охарактеризовать его. Найдите и зачитайте ее. («Минут пять стоял я и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».)

– Почему герой, вопреки угрозам ребят, опять придет играть на поляну? Найдите ответ в тексте.

II. Изучение нового материала.

Беседа-размышление над композицией рассказа.

– Проанализируем эпизод «Разговор с Лидией Михайловной после уроков». Что испытывает мальчик, ожидая учительницу в коридоре? (Ждал «замирая от страха».)

– Как начала разговор Лидия Михайловна? Интонация ее вопросов? Какую цель она преследует?

Выразительное чтение по ролям разговора учительницы и мальчика. «Автор» читает портретные описания героев.

– Какой художественный прием использует Распутин в портретных описаниях героев? (Антитеза: «…аккуратная вся, умная и красивая…» и «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом…», «…в перешитых отцовских галифе…».)

– Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». (Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а его одноклассник Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги. Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему. А когда мальчик разгадал секрет с посылкой, она объясняет ему: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: расскажите о герое по плану, данному в учебнике (с. 156); ответьте письменно на вопрос: «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?».