ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок № 46. ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Цели: развить и закрепить понятие об однородных членах; формировать пунктуационный навык на более сложном материале.
I . Словарный диктант.
Могучая держава, общечеловеческие идеалы, символ мира, девиз смелых, преобразование пустыни, воплотить в жизнь, будущие поколения, участвовать в дискуссии, осуществить эксперимент, маршрут похода, трасса газопровода, строительство магистрали, честные труженики, студенческая аудитория, лабораторная работа, декларировать права.
II . Анализ предложений упр. 226.
III . Беседа-повторение изученного ранее об однородных членах.
Вопросы:
Какие члены предложения называются однородными?
Какой связью соединены однородные члены? Образуют ли они словосочетания?
IV . Чтение § 26 и закрепление полученных сведений.
1. Доказать, являются ли выделенные слова однородными членами.
/. Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам (К. Паустовский). 2. По вечерам на плотине любила собираться молодежь. 3. Вокруг была снежная пелена да безмолвная степь. 4. Дед сел, закурил махорку и начал разуваться (К. Паустовский). 5. Вожатый и несколько ребят трудились в огороде.
2. Найти и подчеркнуть однородные члены как члены предложения.
Определить способ их выражения,
/. Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на неправильной площади (А. С. Пушкин). 2. Кипела, торопилась, грохотала жизнь (И. Тургенев). 3. Но улице ветер гнал перья, стружки, пыль (А. М. Горь кий). 4. Она слушала его со страхом и жадно (А. М. Горький). 5. Мрачный бор угрюмо молчит и воет глухо (И. Тургенев), б. Целый день я бродил из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу (А. С. Пушкин). 7. Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе (Л. Толстой).
3. Записать предложения в виде схем, указав ряды однородных членов.
/. В лесу было холодно, пасмурно, пахло сыростью, прелым листом.
2. Мы привыкли, что мир зелёный, ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, срезаем лопатами…
Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты, щёлочи…
Мало ли на земле травы ? Жалко ли её? Её много, она везде: в лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне (В. Солоухин).
Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами, завалила улицы и дома сахарными холмами снега (А. М. Горький).
V . Задание на дом:
§ 26, упр. 227.