Урок 46. Экономическое районирование

0
1019
биология

Раздел 5. РАЙОНЫ РОССИИ

Цели: Познакомить учащихся с причинами районирования России, определить усло­вия, влияющие на специализацию района. Изучить подходы к районированию террито­рии и виды районирования. Сформировать представление об экономических районах России и их составе. Дать определение понятиям «экономический район», «отрасль спе­циализации», «федеральный округ». Развивать умение работы с контурными картами, научить определять отрасли специализации экономических районов.

Оборудование: Политико-административная карта России с границами экономи­ческих районов, физическая карта России.

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.

Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов про­дукции и услуг, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь тер­ритория получает из других частей страны ту продукцию и те услуги, которых ей не достает.

Запись в тетрадь

Обмен результатами труда называется географическим и территориальным раз­делением труда. ГРТ (географическое разделение труда) выражается в специализа­ции территорий, которая дает возможность экономить труд и повышать его произ­водительность:

Итак – ГРТ (географическое разделение труда выражается в специализации территорий, которая дает возможность экономить труд и повышать его производи­тельность). Результатом географического разделения труда являются экономические районы.

Запись в тетрадь

Экономический район – это территория, страны, состоящая из нескольких субъ­ектов (областей, республик, краев), которая отличается от других своей специализа­цией.

Как определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:

Я – доля продукции района, в общем производстве страны,

Я – доля населения района в общем населении страны.

Если К > 1, то данная отрасль является отраслью специализации.

Задания:

По уч. А., с. 308, табл. 1 и с. 317, прил. табл. 4, с. 197, рис. 61 определите спе­циализацию Центрального и Северного районов России.

По уч. Д., с. 373, табл. 3 и с. 8, табл. 2 определите отрасли специализации Ев­ропейского Севера и Центральной России.

Согласно последней переписи, население России составляет 145 млн человек. Население Центрального района 32 млн чел. Определим показатель Я – долю насе­ления района:

Доля промышленной продукции превышающей 22% населения – по машино­строению (28,9%) и пищевой промышленности (22,6%).

Северный район. Численность населения 5,7 млн человек:

Доля населения района составляет – 4%.

Смотрим Северный район (табл. 4): доля продукции топливной промышленно­сти 16,1%, т. е. продукции производится в 4 раза больше нужд района; продукции черной металлургии (24%) больше в 6 раз, цветной (8,5%) больше примерно в 2 раза, пищевой (9%) больше в 2 раза, лесной (20,9%) больше в 5 раз.

Вывод: Следовательно, отраслями специализации, т. е. ведущими, главными, экспортными отраслями Северного района являются: топливная промышленность (К = 4), черная металлургия (К = 6), цветная металлургия (К = 2), пищевая про­мышленность (К = 2), лесная (К = 5).

В экономическом районе кроме отраслей специализации имеются вспомога­тельные отрасли, которые способствуют развитию главных отраслей (отраслей спе­циализации). Например, энергетика, производство оборудования для отраслей спе­циализации (для рыбной промышленности Северного района – ремонт судов, произ­водство тары).

Одна из форм территориальной организации хозяйства – территориально­производственные комплексы (ТПК) и научно-производственные комплексы, их называют – технополисы.

ТПК – дает экономию средств за счет близкого размещения взаимосвязанных предприятий, использующих единую транспортную сеть, энергетическую, строи­тельную базу, природные и трудовые ресурсы, дает возможность использования вторичного сырья (металлолом, например) и отходов. ТПК различаются по охвату территории, составу отраслей (уч. Д., табл. 47, с. 205).

Задания:

Назовите ТПК от самого низшего уровня до макроуровня? (1. Микроуровень – промышленные узлы (город); 2. Мезоуровень – область, часть ее, или крупный промышленный узел (Самарский, Нижегородский); 3. Районный ТПК – КМА (металлургический комплекс); 4. Макрорайон – Волго-Уральский, Централь­ная Россия; 5. Общероссийский (Газпром).)

Назовите, к каким ТПК разного ранга относится экономика вашей местности?

Назовите научно-производственные комплексы разных уровней? (НПК – круп­ных городов Москвы, Санкт-Петербурга, Н. Новгорода, Новосибирска.)

Приведите примеры. (Технополисы (города – науки с крупными научными и учебными центрами, новейшими отраслями); технопарки – небольшие науч­ные комплексы, разрабатывающие новейшие технологии.)

Функции, которые должно выполнять районирование:

упорядочение информации о территории;

синтез информации для выработки целостного представления о районах;

создание «образов районов».

Создание «образа района» важно для каждого жителя страны, так как жители любой страны должны представлять свой район и в целом Россию.

Задания:

Назовите признаки районирования, которые легли в основу районирования России (по уч. А., с. 191). Какой вид районирования выбран?

а) сплошное или «выборочное;

б) стабильное или плавающее;

в) объективные или субъективные;

г) иерархическое или одноуровневое;

д) проблемное или исследовательское;

е) индивидуальное или типологическое;

ж) частное или комплексное;

з) однородное или узловое.

В результате изучения видов районирования учащиеся приходят к выводу, что районирование в России (сплошное, стабильное, одноуровневое, исследовательское, индивидуальное, комплексное, однородное, объективное).

Рекомендация:

Вопрос о подходах к районированию непонятен учащимся, так они не знакомы с самими районами, и сделать вывод по многим признакам районирования не могут. Лучше этот вопрос изучить в конце темы «районы России» как обобщающий тему.

На этом же уроке поработать с политико-административной картой и дать знания учащимся о том, что по Конституции Российской Федерации (от 12 декаб­ря 1993 г. – мы живем в федеративном государстве, состоящем из 89 равноправ­ных субъектов Федерации.

В состав России входит: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федераль­ного подчинения, 10 автономных округов, 1 автономная область.

Работа с картой:

По политико-административной карте (уч. А., форзац; уч. Д., рис. 1, с. 7) найдите

21 республику России и их столицы. (1. Якутия (Саха) – Якутск; 2. Коми – Сыктывкар; 3. Карелия – Петрозаводск; 4. Удмуртская республика – Ижевск; 5. Татарстан – Казань; 6. Башкортостан – Уфа; 7. Марий-Эл – Йошкар-Ола; 8. Чувашия (Чаваш) – Чебоксары; 9. Мордовия – Саранск; 10. Даге­стан – Махачкала; 11. Чечня (Ичкерия) – Грозный; 12. Ингушетия – Магас;

Северная Осетия (Алания) – Владикавказ; 14. Кабардино-Балкария – Нальчик; 15. Карачаево-Черкесия – Черкесск; 16. Адыгея – Майкоп; 17. Кал­мыкия – Элиста; 18. Алтай – Горноалтайск; 20. Тыва – Кызыл; 20. Хакасия – Абакан; 21. Бурятия – Улан-Удэ.)

Найдите на карте автономные округа, назовите главные города округов? (1. Не­нецкий АО – Нарьян-Мар; 2. Ямаю-Ненецкий АО – Салехард; 3. Ханты- Мансийский АО – Ханты-Мансийск; 4. Таймырский (Долгано-Ненецкий АО) – Дудинка; 5. Эвенкийский АО – Тура; 6. Корякский АО – Палена; 7. Чукотский АО – Анадырь; 8. Арчинский Бурятский АО – Арчинское; 9. Усть-Ордынский Бурятский АО – Усть-Ордынская; 10. Коми-Пермяцкий АО (по референдуму вошел в состав Пермской области и перестал существовать).)

Отработав карту (на что понадобится минут 5-6), учащиеся знакомятся с делени­ем России на федеральные округа, созданные по указу Президента в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации.

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномоч­ных представителей Президента. Федеральных округов – 7.

Вопросы к классу:

К какому федеральному округу относится ваша область (республика, край, ав­тономный округ)?


Назовите центры федеральных округов. (Центральный федеральный округ (центр – Москва); Северо-Западный округ (центр – Санкт-Петербург); Юж­ный округ (центр – Ростов-на-Дону); Приволжский округ (центр – Нижний Новгород); Уральский округ (центр – Екатеринбург); Сибирский федеральный округ (центр – Новосибирск); Дальневосточный округ (центр – Хабаровск).)

Экономических районов -11.

Это деление, применяемое правительственными округами, часто называют «гос­плановским», т. к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

Работа с картой:

На политико-административной карте (уч. А., рис. 59; уч. Д., рис. 1 и рис. 63) покажите экономические районы и определите их состав. (1. Центральный (12 областей и Москва); 2. Центрально-Черноземный (5 областей); 3. Северо- Западный (3 области и Санкт-Петербург); 4. Северный (3 области, 2 республи­ки, 1 автономный округ); 5. Волго-Вятский (2 области и 3 республики); 6. По­волжский 6 областей и 3 республики); 7. Северо-Кавказский (1 область, 2 края,

республик); 8. Уральский (5 областей, 2 республики) – эти экономические рай­оны образуют Западную экономическую зону; 9. Западно-Сибирский район;

Восточно-Сибирский район; 11. Дальневосточный район – три района Си­бири и Дальневосточный район образуют Восточную экономическую зону.)

При изучении экономического района будем использовать план характеристики района:

Состав района (субъекты РФ, природные единицы).

Физико- и экономико-географическое положение района:

положение по отношению к другим странам, регионам;

положение по отношению к хозяйственным центрам;

положение по отношению к транспортным путям;

положение по отношению к главным грузопотокам;

положение по отношению к внешним рынкам.

Природные условия и ресурсы (минеральные, земельные, агроклиматиче­ские, лесные, водные, рыбные, рекреационные).

История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса: влияние на структуру и территориальную организацию хозяйства. Этапы освоения района

Население и трудовые ресурсы

естественное и механическое движение населения;

национальный состав;

рынок труда, занятость населения.

Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры (промышленные узлы).

Транспортная сеть.

Проблемы района и перспективы его развития.

Закрепление

Предлагается составить свой проект районирования России и как вариант пред­лагается деление России на 2 широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения. Можно также обсудить проблемы конкретных экономических районов.

Домашнее задание

По уч. А.: §41-42;

По уч. Д.: §38-39.

Отметить на контурной карте границы экономических районов, подписать районы.

Выполнить задание (по уч. А.) № 2-3, с. 200.

Творческое задание: «Экономические районы существуют реально или это абстрактное понятие?»

На контурной карте отметьте республики и подпишите их столицы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь