Урок 46. Евразия. Основные черты природы Евразии. Население материка

0
799
химия

Дата……

День……

Как средиземнорсий краб или звезда морская,

Был выброшен водой последний материк.

К широкой Азии, к Америке приник,

Слабеет океан, Европу омывая.

Изрезаны ее живые берега,

И полуостровов воздушны изваянья;

Бискайи, Генуи ленивая дуга…

О. Э. Мандельштам

Цели урока: показать особенности географического положения и природы самого большого континента Земли; раскрыть закономерности развития и размещения основных компонентов природы; создать условия для самостоятельного учебного исследования основных черт природы и населения Евразии.

Средства обучения: глобус, карты атласа (физическая, строения земной коры, климатическая, климатических поясов и областей, почв, природных зон); образцы полезных ископаемых, гербарий, учебные картины и таблицы “Типы климата земного шара” с раздаточным дидактическим материалом, “Основные зональные типы почв земного шара”, “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”; экранные пособия по теме урока.

Основные представления и понятия: материк, часть света, географическое положение, береговая линия, литосферная плита, платформа, складчатая область, климатические пояса, типы климата; современное оледенение, многолетняя мерзлота, широтная зональность и высотная поясность, природные зоны, природные и антропогенные комплексы; этнос, страна.

Номенклатура: основные объекты, характеризующие географическое положение материка, главные объекты природы материка, объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Межпредметные связи: политическая карта Евразии в разные эпохи (история).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Евразия – величайший континент Земли

Рассказ учителя. Образное эмоциональное описание материка. Древние цивилизации. Из истории исследования.

Практическая работа. Определить географическое положение Евразии, сравнить с другими материками. Сделать вывод о влиянии географического положения на природу континента.

2. Рельеф и полезные ископаемые

Объяснение учителя. Сложная и длительная история формирования рельефа. Причины особого взаимного расположения равнин и гор. Влияние внешних сил на рельеф. Богатство материка месторождениями полезных ископаемых.

Практическая работа. Составить характеристику одной из форм рельефа (по выбору).

3. Климат и внутренние воды

Беседа. Актуализация опорных знаний: каковы особенности климата Евразии? в чем проявляется влияние на климат каждого из климатообразующих факторов? какие воздушные массы формируют погодные условия материка?

Задание. Составить характеристику климата одного-двух поясов. Сравнить климат Евразии с климатом Северной Америки. Сделать вывод.

Практическая работа. Провести анализ климатограмм, установить их соответствие типам климата, соотнести с областями материка.

Задание. Провести учебное исследование внутренних вод материка по тематическим картам. Выявить особенности питания и режима поверхностных вод. Составить таблицу, отражающую виды вод, питание, режим и хозяйственное использование.

4. Природные зоны Евразии.

Объяснение учителя. Причины особенностей размещения природных зон. Проявление широтной зональности и ее нарушения. Высотная поясность в горах материка.

Задание. Составить описание смены природных зон по меридиану 80° в.д. и по параллели 40° с.ш.

Практическая работа. Составить характеристику одной из зон (по выбору) с раскрытием связей между компонентами зоны.

5. Население и страны

Рассказ учителя. Разнообразный и сложный этнический состав населения материка. Неравномерность размещения населения. Этапы формирования политической карты.

Задание. Провести анализ карты народов и плотности населения, сравнить с другими материками. Сделать вывод.

Сообщения учащихся. Тема “Народы Евразии, особенности культуры и быта”.

Задание. Провести группировку стран Евразии по различным признакам.

Закрепление изученного

Сравните береговую линию Евразии с береговой линией других материков, сделайте вывод и объясните полученный результат.

В чем проявляется влияние на природу материка его географического положения и величины территории?

Объясните причины того, что осадочные и магматические полезные ископаемые на отдельных территориях Евразии размещены рядом друг с другом (например, на плоскогорье Декан, Восточно-Европейской равнине и др.).

Почему в умеренном и субтропическом климатических поясах выделяют несколько климатических областей?

Объясните ход изотермы 0° на климатической карте в пределах Евразии.

Климат каких поясов наиболее благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?

От каких причин зависит распределение внутренних вод на материке? Докажите примерами.

Определите черты сходства и различия в питании и режиме рек Тихого и Индийского океана.

Чем объяснить тот факт, что между реками бассейна Атлантического океана построено много судоходных каналов?

Почему степи расположены во внутренних районах материка?

Какие природные зоны изменены в результате хозяйственной деятельности людей?

Назовите самые большие по числу жителей страны Евразии. Покажите области с высокой плотностью населения и объясните причины.

Как изменилась политическая карта Евразии на грани XX и XXI вв.? Какие изменения могут еще произойти?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку