Цели: познакомить с алгоритмом решения составной задачи;
Задачи:
научить решению составных задач;
развить логическое мышление, память;
воспитать взаимоуважение, аккуратность;
Оборудование: карточки, демонстрационный материал;
Ход урока:
1.Орг. начало
2.Проверка домашнего задания
3.Актуализация знаний
Устный счёт
а) 12-6= 6+5=
15-9= 18-9=
9+7= 8+6=
б) преобразование величин
8 дм = см
2 дм 3см= см
42 см= дм см
4.Работа над новым материалом.
В качестве подготовки дети устно решают задачи, предлагаемые учителем:
Мальчик сделал 3 бумажных кораблика, а потом еще 1. Сколько всего корабликов сделал мальчик?
Краткая запись на доске:
Сделал — 3 к. и еще 1 к.
Сколько всего…?
Учитель просит повторить задачу. Ученик: Мы знаем, что мальчик сделал 3 кораблика и еще 1. Учитель выставляет на наборном полотне карточки с цифрами 3 и 1. Нам нужно узнать, сколько всего корабликов сделал мальчик. Далее выясняют, каким действием решается задача. Дети записывают решение, используя карточки: 3 + 1 = 4.
Давайте продолжим задачу про этого мальчика. У мальчика было всего… Сколько всего у него было корабликов — мы только что узнали? (4)
Итак, у мальчика было 4 кораблика, 2 кораблика он подарил другу. Сколько корабликов у него осталось?
Краткая запись на доске, выполненная учителем (записать под первой краткой записью):
Было …
Подарил — 2 к. Сколько осталось?
Задача решается коллективно, запись решения выкладывается на наборном полотне. Учитель выставляет карточки 4 и 2, дети дополняют запись: 4 — 2 = 2.
Посмотрим, как из этих двух задач можно составить одну.
Учитель обводит на доске две строки «Сколько всего…?» и «Было…» в кратких записях задач и зачеркивает их.
Таким образом, на доске остается запись:
Сделал — 3 к. и еще 1 к.
Подарил — 2 к.
Сколько осталось?
Прочитайте новую задачу. Мальчик сделал 3 кораблика и еще 1. 2 кораблика он подарил. Сколько корабликов у него осталось? Учитель объясняет детям, что новая задача, которую они составили, отличается от тех задач, которые они решали до сих пор, тем, что она решается двумя действиями. Ее решение записано на наборном полотне (3 + 1 = 4 4 — 2 = 2). Что мы узнавали первым действием? Сколько всего корабликов сделал мальчик. Сколько же корабликов сделал мальчик? Учитель показывает указкой на ответ в первом примере. (4) Что мы узнали вторым действием? Сколько корабликов осталось у мальчика. Сколько же корабликов у него осталось? 4 — 2 = 2. Осталось 2 кораблика.
Можно решение этой задачи записать и одним примером. Что мы узнаем сначала? Каким действием? Запишем: 3 + 1. Это действие мы выполнили первым, поставим скобки: (3+ 1). Что дальше мы узнаем? Каким действием? Из суммы чисел 3 и 1 вычли число 2. Запись: (3 + 1) — 2. Далее дети проводят вычисления и говорят ответ на вопрос задачи. Запись: (3 + 1) — 2 = 2. Ответ: 2 кораблика.
Работа по учебнику:
Страница 83 № 1
При повторении задачи учитель записывает ее на доске кратко:
Было 7син.поп. и 4 зел. поп.
Всего ? поп.
Придумайте продолжение задачи.
Было – 7 син. поп. и 4 зел. поп.
Продали -5 птиц.
Осталось -?
Можно ли сразу оветить на вопрос задачи? Что нужно узнать сначала? Что потом? Что обозначает каждое выражение?
Запись: 1) 7+4=11(п)
2) 11-5=6(п)
Ответ: 6 попугаев осталось.
5. Повторение изученного.
Стр.84 № 4 работа по рядам. Взаимопроверка.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Стр. 84 №3.