Цель урока: 1) Сформировать знания о характере природных зон Южной Америки; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. карта природных зон. 3. Таблица «На реке Амазонке». 4. Таблица «Патагония». 5. Таблица «Бразильское плоскогорье»
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Реки (Амазонка – в нижнем течении
2. Реки Парана и Ориноко (изменение уровня воды по сезонам)
3. Озера (Титикака, Поопо, Маракайбо)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. У людей экваториальной расы (тёмный цвет кожи, чёрные курчавые волосы, толстые губы, широкий нос)
2. По площади бассейна первое место в СНГ занимает (Обь)
3. Песчаник метаморфизировался в (кварцит)
4. При движении с запада на восток, понижается температура воды и солёность в (Северном Ледовитом океане)
5. Автор записей «Хождение за три моря» (Никитин)
6. Количество высотных поясов зависит от (высоты гор и географического положения)
7. Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества (осадков к испаряемости)
8. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)
9. Основной источник влаги в атмосфере (океаны)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Чем определяется положение природных зон? Объясните, почему в Южной Америке влажные экваториальные леса занимают самую значительную площадь в мире.
V.Объяснение новой темы.
- Влажные экваториальные леса (гилеи или сельва, красно-желтые ферраллитные почвы, 2 тыс. видов деревьев: бальса, красное, хинное, дынное деревья, гевея, сейба; животные: ленивцы, тапиры, опоссумы, муравьеды, капибара, ягуар, пума, колибри, анаконда; строительство Трансамазонской автомагистрали)
- Переменно-влажные леса (араукария, парагвайский чай; восточное побережье Бразилии)
- Саванны и редколесья (Оринокская – льянос, Бразильская – кампос; ферралитно-красные и красно-бурые почвы; галерейные леса)
- Субтропическая степная зона (пампа, черноземные почвы)
- Зона полупустынь (Патагония, сероземы и бурые почвы). Зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Пустыни (гаруа – прохладные «слепые» туманы в Атакаме; гуано – птичий помет)
- Высотный пояс (пуна – межгорные долины)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и учебником
VII.Домашнее задание. §41-42
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Животный мир Южной Америки отличается от известных вам материков северного полушария. Это связано с особенностями развития его природы. На природу Северной Америки похожа лишь северная часть южного материка, соединенная с ним Панамским перешейком. На территории Южной Америки, в соответствии с ее географическим положением и климатическими условиями широко распространены леса.