Урок № 45. Пищеварение в полости рта. Глотание

0
491
информатика

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них, нервную и гуморальную регуляцию этих процессов, влияние никотина и ал­коголя на пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», крахмальный клейстер, 5 % спиртовой раствор йода, 2 % раствор НС1, 4 пробирки, штатив для пробирок, водяная баня, спиртовка, пробиркодержатель, пипетки, дополнитель­ный материал для работы в группах, листочки с вопросами

Ход урока

Для игры вызываются две пары учеников. Остальные – болельщики. На доске вы­вешивается пирамида. Начинающая пара выбирает поле игры.

«Что это такое?» 4. «Узнай орган по таблице»

«Да и нет» 5. «Расскажи мне, расскажи…»

«Найди соответствие» 6. «Третий лишний»

Конкурс «Что это такое?». За одну минуту один из участников объясняет тер­мин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.

Печень. 5. Пульпа.

Двенадцатиперстная кишка. 6. Кариес.

Питательные вещества. 7. Желудок.

Дентин.

Конкурс «Да-нет». В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За 1 минуту один из участников зачитывает утверждения, второй говорит «да», если оно верно, «нет» – если оно ошибочно.

Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

Глотка является частью пищеварительного тракта.

В состав эмали зубов входят соли кальция.

У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.

В ротовой полости пища подвергается механической обработки, смачиванию и обезза­раживанию.

Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т. е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.

Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.

Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 6, 7,10.

Конкурс «Найди соответствие». В конкурсе участвуют оба ученика пары. Даны

понятия. Между первыми и вторым понятиями существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса — 1 минута.

Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).


Легкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание)

Зубы: кариес = десна: (пародонтоз).

Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник: (двенадцатиперстная кишка)

Желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).

Зуб: эмаль = желудок: (слизистая).

Кровь: гематология = зубы: (стоматология).

Печень: желчь = поджелудочная железа: (поджелудочный сок).

Всасывательная функция ЖКТ: слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ: (гладкая мускулатура стенок ЖКТ).

Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты).

Конкурс «Узнай орган по таблице». Один из участников получает список орга­нов, которые ему нужно показать на таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута.

1 – глотка; 2 – печень, 3 – ротовая полость; 4 – желудок, 5 – желчный пузырь, 6 – толстый кишечник, 7 – поджелудочная железа; 8 – тонкий кишечник; 9 – пищевод,

– прямая кишка; 11 – двенадцатиперстная кишка; 12 – аппендикс.

Конкурс «Расскажи мне, расскажи…». Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.

Каково значение пищи? 6. Почему необходима механическая обра-

Чем пища отличается от питательных ботка пищи?

веществ? 7. Почему необходимо беречь зубы?

Какие типы зубов свойственны челове- 8. Почему нельзя сразу после горячего

ку? есть мороженое, а мороженое запивать

Чем резцы, клыки и коренные зубы от- горячим чаем?

личаются друг от друга? 9. Какие функции выполняют питатель-

s. Каково внутреннее строение зуба? ные

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь