Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них, нервную и гуморальную регуляцию этих процессов, влияние никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.
Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», крахмальный клейстер, 5 % спиртовой раствор йода, 2 % раствор НС1, 4 пробирки, штатив для пробирок, водяная баня, спиртовка, пробиркодержатель, пипетки, дополнительный материал для работы в группах, листочки с вопросами
Ход урока
Для игры вызываются две пары учеников. Остальные – болельщики. На доске вывешивается пирамида. Начинающая пара выбирает поле игры.
«Что это такое?» 4. «Узнай орган по таблице»
«Да и нет» 5. «Расскажи мне, расскажи…»
«Найди соответствие» 6. «Третий лишний»
Конкурс «Что это такое?». За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.
Печень. 5. Пульпа.
Двенадцатиперстная кишка. 6. Кариес.
Питательные вещества. 7. Желудок.
Дентин.
Конкурс «Да-нет». В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За 1 минуту один из участников зачитывает утверждения, второй говорит «да», если оно верно, «нет» – если оно ошибочно.
Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.
Глотка является частью пищеварительного тракта.
В состав эмали зубов входят соли кальция.
У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
В ротовой полости пища подвергается механической обработки, смачиванию и обеззараживанию.
Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т. е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.
Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.
Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.
В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.
Правильные утверждения: 2, 3, 4, 6, 7,10.
Конкурс «Найди соответствие». В конкурсе участвуют оба ученика пары. Даны
понятия. Между первыми и вторым понятиями существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса — 1 минута.
Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).
Легкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание)
Зубы: кариес = десна: (пародонтоз).
Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник: (двенадцатиперстная кишка)
Желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).
Зуб: эмаль = желудок: (слизистая).
Кровь: гематология = зубы: (стоматология).
Печень: желчь = поджелудочная железа: (поджелудочный сок).
Всасывательная функция ЖКТ: слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ: (гладкая мускулатура стенок ЖКТ).
Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты).
Конкурс «Узнай орган по таблице». Один из участников получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута.
1 – глотка; 2 – печень, 3 – ротовая полость; 4 – желудок, 5 – желчный пузырь, 6 – толстый кишечник, 7 – поджелудочная железа; 8 – тонкий кишечник; 9 – пищевод,
– прямая кишка; 11 – двенадцатиперстная кишка; 12 – аппендикс.
Конкурс «Расскажи мне, расскажи…». Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.
Каково значение пищи? 6. Почему необходима механическая обра-
Чем пища отличается от питательных ботка пищи?
веществ? 7. Почему необходимо беречь зубы?
Какие типы зубов свойственны челове- 8. Почему нельзя сразу после горячего
ку? есть мороженое, а мороженое запивать
Чем резцы, клыки и коренные зубы от- горячим чаем?
личаются друг от друга? 9. Какие функции выполняют питатель-
s. Каково внутреннее строение зуба? ные