Урок 44. Питание и пищеварение

0
903

Цель урока: разъяснить школьникам, что такое «пищевые продукты», «питатель­ные вещества», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной систе­мы, строение органов пищеварения, меры, необходимые для профилактики зубных болезней.

Оборудование: модель торса человека, таблицы «Схема строения органов пище­варения», «Зубы»

Ход урока

Организационный момент

Изучение новой темы

Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона

содержит множество органических соединений и веществ. Они должны посто­янно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.

Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность?

Эта потребность удовлетворяется за счет питания – ряда разнообразных процес­сов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнеде­ятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение.

Чтобы жить, человек тоже должен питаться. Немецкий ученый Карл Фойт во вто­рой половине XIX в. разработал научное представление о физиологических потреб­ностях человека в основных пищевых веществах и энергии.

Биологи установили, что питание осуществляет три функции.

ife Первая – энергетическая. Для жизнедеятельности живого организма необходи­ма энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.

<&> Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими ве­ществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур.

А Третья функция питания – снабжение организма биологически активными ве­ществами, необходимыми для жизнедеятельности — витаминами, которые присутс­твуют в пище.

Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных ве­ществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Обратите внимание на таблицу 2, с. 95 учебника (Батуев А.С.). В суточный рацион человека должны входить более 600 различных веществ.

Найдите по таблице продукты, наиболее богатые а) белками; б) жирами; в) угле­водами.

Постановка проблемы

Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный буль­он, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Ответ учащихся.

Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждаю­щийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергий, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны хи­


мически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составля­ющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.

Вспомнив знания, полученные при изучении зоологии, о внутреннем строении млекопитающих животных, ответьте на следующие вопросы:

1) Какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих жи­вотных?

На основании ответов учащихся, их дополнении учитель рисует на доске схему строения пищеварительной системы млекопитающих.

Рассмотрите рисунок 59 с. 97 (Уч. Б.). (Уч. К. – рис. 71, с. 158; Уч. Д. – рис. 59, с. 126)

Выясните, в чем сходство строения пищеварительной системы млекопитаю­щих и человека?

Как вы думаете, почему имеется столь большое сходство?

Назовите органы пищеварительного канала.

Какие органы не являются частью пищеварительного канала? Как они с ним соединяются?

Учитель предлагает доработать нарисованную на доске схему пищеварительной системы, дополнить ее, после чего схема принимает следующий ИВД.

Используя материал статьи «Функции пищеварительной системы» соотнесите с помощью стрелок функции пищеварительной системы (левый столбик) с. сущнос­тью каждой из них (правый столбик).

Секреторная

Движение пищи по пищеварительному каналу, ее перемешивание

Двигательная

Переход питательных веществ в кровь и лимфу

Всасывательная

Образование пищеварительных соков и их выделение и пищеварительный канал

Расщепление сложных органических соединений до более простых.

Успешное пищеварение, конечно, дело важное. Однако, прежде чем переварить съеденный корм, его надо добыть. Поэтому природа позаботилась об организмах, снабдив их органами захвата и измельчения пищи.

Какие органы человека способны выполнять такую функцию?

Органы ротовой полости – губы, зубы и язык. Губы, зубы и язык – это органы речи. Вместе с этим губы и язык – органы чувств. Зубы и язык выполняют еще и ме­ханическую функцию дробления пищевых частиц: язык перелопачивает, перебра­сывает пищевой комок, а зубы измельчают. Самыми сильными в нашем организме являются жевательные мышцы, способные развивать усилие до 400 кг.

Сообщение. После прослушивания сообщения организуется беседа с учащимися по вопросам.

Какие типы зубов различают у человека?

Что общего в строении резцов, клыков и коренных зубов?

Чем они отличаются друг от друга и чем объясняются эти различия?

Чем покрыта коронка зуба?

Где находится дентин – плотное, похожее на кость вещество?

Как называется мягкая часть в центре зуба?

Почему происходит смена зубов?

Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгу­ком в XVII веке. Он обнаружил многие микробыу себя во рту даже после тщательно­го протирания зубов солью.

Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?

В ходе беседы с учащимися учитель предлагает выполнить следующий опыт, под­тверждающий необходимость движения зубной щетки от десны к краю зуба.

Опыт. Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть ее волокон за­стряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движе­ниями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.

Существуют два основных вида поражения зубов – пародонтоз и кариес. Причина обоих заболеваний – возникновение зубного налета из бактерий и веществ, содер­жащихся в слюне. Если позволить бактериям скапливаться, они вызовут воспаление десен – пародонтоз. Обычно это воспаление не сопровождается болью, но, если его не лечить, оно может перейти на корень зуба и привести к разрушению волокон, которые удерживают зуб на месте. В конце концов, зуб расшатывается и может вы­пасть.

Некоторые бактерии, присутствующие в зубном налете, способны превращать са­хар в кислоту, которая способна вызвать кариес. Обратите внимание на рис. 62 с. 99 учебника (Батуев А.С) (Колесов и др. рис. 74 на с. 164), на котором представлены основные этапы разрушения зубов.

Вначале зубная эмаль разрушается под действием кислоты медленно и безбо­лезненно. Однако, когда затрагиваются дентин и пульпа, появляется сильная боль («зубная боль»), и это состояние грозит потерей зуба.

Общие выводы урока

Пища, продвигаясь по пищеварительному тракту, подвергается длительной и тщательной обработке, в результате которой крупные молекулы белков, жи­ров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всосаться через стенку кишки и попасть в кровь.

Пищевые продукты состоят из питательных веществ.

К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, ми­неральные соли и вода.

Функциями питательных веществ являются строительная и энергетическая.

Пищеварительная система образована органами: ротовая полость с зубами, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка и анальное отверстие, формирующими пищеварительный канал и органами – железами, вырабатывающими секрет (печень, поджелудочная железа).

Функцию захвата и измельчения пищи выполняют зубы.

У человека различают 3 типа зубов: резцы, клыки и коренные зубы.

Зуб построен из дентина, одетого на коронке эмалью, а на шейке и корне

цементом. Дентин и цемент – видоизмененная костная ткань.

Основными видами поражения зубов являются пародонтоз и кариес.

Домашнее задание

Уч. Б.: § 29, 30 термины после параграфов. Задание № 2 под с. 101 учебника.

Уч. К.: § 30, 31.Задание нас. 165 (!, ►).

Уч. Д.: § 29, 30.