Цель урока: разъяснить школьникам, что такое «пищевые продукты», «питательные вещества», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы, строение органов пищеварения, меры, необходимые для профилактики зубных болезней.
Оборудование: модель торса человека, таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Зубы»
Ход урока
Организационный момент
Изучение новой темы
Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона
содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.
Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность?
Эта потребность удовлетворяется за счет питания – ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение.
Чтобы жить, человек тоже должен питаться. Немецкий ученый Карл Фойт во второй половине XIX в. разработал научное представление о физиологических потребностях человека в основных пищевых веществах и энергии.
Биологи установили, что питание осуществляет три функции.
ife Первая – энергетическая. Для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.
<&> Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур.
А Третья функция питания – снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для жизнедеятельности — витаминами, которые присутствуют в пище.
Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Обратите внимание на таблицу 2, с. 95 учебника (Батуев А.С.). В суточный рацион человека должны входить более 600 различных веществ.
Найдите по таблице продукты, наиболее богатые а) белками; б) жирами; в) углеводами.
Постановка проблемы
Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
Ответ учащихся.
Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергий, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны хи
мически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.
Вспомнив знания, полученные при изучении зоологии, о внутреннем строении млекопитающих животных, ответьте на следующие вопросы:
1) Какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих животных?
На основании ответов учащихся, их дополнении учитель рисует на доске схему строения пищеварительной системы млекопитающих.
Рассмотрите рисунок 59 с. 97 (Уч. Б.). (Уч. К. – рис. 71, с. 158; Уч. Д. – рис. 59, с. 126)
Выясните, в чем сходство строения пищеварительной системы млекопитающих и человека?
Как вы думаете, почему имеется столь большое сходство?
Назовите органы пищеварительного канала.
Какие органы не являются частью пищеварительного канала? Как они с ним соединяются?
Учитель предлагает доработать нарисованную на доске схему пищеварительной системы, дополнить ее, после чего схема принимает следующий ИВД.
Используя материал статьи «Функции пищеварительной системы» соотнесите с помощью стрелок функции пищеварительной системы (левый столбик) с. сущностью каждой из них (правый столбик).
|
Успешное пищеварение, конечно, дело важное. Однако, прежде чем переварить съеденный корм, его надо добыть. Поэтому природа позаботилась об организмах, снабдив их органами захвата и измельчения пищи.
Какие органы человека способны выполнять такую функцию?
Органы ротовой полости – губы, зубы и язык. Губы, зубы и язык – это органы речи. Вместе с этим губы и язык – органы чувств. Зубы и язык выполняют еще и механическую функцию дробления пищевых частиц: язык перелопачивает, перебрасывает пищевой комок, а зубы измельчают. Самыми сильными в нашем организме являются жевательные мышцы, способные развивать усилие до 400 кг.
Сообщение. После прослушивания сообщения организуется беседа с учащимися по вопросам.
Какие типы зубов различают у человека?
Что общего в строении резцов, клыков и коренных зубов?
Чем они отличаются друг от друга и чем объясняются эти различия?
Чем покрыта коронка зуба?
Где находится дентин – плотное, похожее на кость вещество?
Как называется мягкая часть в центре зуба?
Почему происходит смена зубов?
Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в XVII веке. Он обнаружил многие микробыу себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью.
Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?
В ходе беседы с учащимися учитель предлагает выполнить следующий опыт, подтверждающий необходимость движения зубной щетки от десны к краю зуба.
Опыт. Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть ее волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.
Существуют два основных вида поражения зубов – пародонтоз и кариес. Причина обоих заболеваний – возникновение зубного налета из бактерий и веществ, содержащихся в слюне. Если позволить бактериям скапливаться, они вызовут воспаление десен – пародонтоз. Обычно это воспаление не сопровождается болью, но, если его не лечить, оно может перейти на корень зуба и привести к разрушению волокон, которые удерживают зуб на месте. В конце концов, зуб расшатывается и может выпасть.
Некоторые бактерии, присутствующие в зубном налете, способны превращать сахар в кислоту, которая способна вызвать кариес. Обратите внимание на рис. 62 с. 99 учебника (Батуев А.С) (Колесов и др. рис. 74 на с. 164), на котором представлены основные этапы разрушения зубов.
Вначале зубная эмаль разрушается под действием кислоты медленно и безболезненно. Однако, когда затрагиваются дентин и пульпа, появляется сильная боль («зубная боль»), и это состояние грозит потерей зуба.
Общие выводы урока
Пища, продвигаясь по пищеварительному тракту, подвергается длительной и тщательной обработке, в результате которой крупные молекулы белков, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всосаться через стенку кишки и попасть в кровь.
Пищевые продукты состоят из питательных веществ.
К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.
Функциями питательных веществ являются строительная и энергетическая.
Пищеварительная система образована органами: ротовая полость с зубами, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка и анальное отверстие, формирующими пищеварительный канал и органами – железами, вырабатывающими секрет (печень, поджелудочная железа).
Функцию захвата и измельчения пищи выполняют зубы.
У человека различают 3 типа зубов: резцы, клыки и коренные зубы.
Зуб построен из дентина, одетого на коронке эмалью, а на шейке и корне
цементом. Дентин и цемент – видоизмененная костная ткань.
Основными видами поражения зубов являются пародонтоз и кариес.
Домашнее задание
Уч. Б.: § 29, 30 термины после параграфов. Задание № 2 под с. 101 учебника.
Уч. К.: § 30, 31.Задание нас. 165 (!, ►).
Уч. Д.: § 29, 30.