Ц е л ь : развивать умения различать существительные второго склонения, сравнивать падежные окончания одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
1. У п р а ж н е н и е в распознавании имен существительных 1-го склонения.
– Выпишите существительные 1-го склонения. Выделите окончания.
Тепло, лампа, стол, нога, дядя, дедушка, карта, дверь, ветка, мороз, гора, варежка, облако, коробка, книга, труд, характер, песня.
По окончании работы учащиеся сверяют свои работы с словами, написанными на доске.
2. О р ф о г р а ф и ч е с к а я м и н у т к а.
Вставьте пропущенные безударные окончания.
К маск.., без замазк.., без щепк.., к мимоз.., без картошк.., к оград.., к окраин.., к газет.., для выставк.., на качалк.., о лавочк.., о пап.., от вишн..
II. Формирование новых знаний. Ознакомление с существительными, относящимися ко 2-му склонению.
1. Упражнение 47 учащиеся выполняют по заданию учебника.
– Относятся эти существительные к существительным 1-го склонения? Почему?
– Что общего у этих существительных? (Именительный падеж, единственное число.)
– Какие окончания у этих существительных?
– Прочитайте сведения о языке на с. 90. К какому склонению относятся эти слова?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 48.
– Прочитайте слова, данные в упражнении. Назовите существительные 2-го склонения. Докажите.
– Выпишите существительные в два столбика:
первый – существительные 1-го склонения;
второй – существительные 2-го склонения.
III. Словарная работа. Знакомство с новыми словарными словами.
1.
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
– транспортное средство, оборудованное для перевозки пассажиров, грузов.
– Отгадайте з а г а д к у .
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
? Этимология. Слово заимствовано из английского языка.
2. Календарь.
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
Календарь – таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели.
– Отгадайте з а г а д к у.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно круглый год
Точный счет он дням ведет.
? Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум – «справочник жрецов для своих расчетов». На Руси до последнего времени вместо слова календарь употребляли слово численник.
3.
? Лексическое значение слова на доске.
– изображение человека на картине или фотографии.
– Отгадайте з а г а д к у.
Забросил свой велосипед
И начал я писать… (портрет).
? Этимология. Слово образовано от французского портрэр – «рисовать». Изначально портрет – «нарисованное».
– К какому склонению относятся новые словарные слова?
– Составьте предложение с одним из слов.
IV. Сравнение падежных окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения.
1. Работа п о т а б л и ц е в упражнении 49.
Опираясь на вопросы, данные в упражнении 49, учащиеся под руководством учителя делают в ы в о д: написание падежных окончаний у существительных 2-го склонения зависит от типа основы, одушевленные они или неодушевленные.
Сверяют свой вывод с данным в учебнике на с. 92.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 51. Самостоятельная работа.
Просклоняйте существительные:
в а р и а н т I в а р и а н т II
класс соловей
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– От чего зависит написание падежных окончаний существительных мужского рода 2-го склонения?
– Как проверить написание безударных окончаний у существительных 2-го склонения?
Домашнее задание: упражнение 52.