Урок 43 ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

0
643
числа

Ц е л ь : развивать умения различать существительные второго склонения, сравнивать падежные окончания одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

1. У п р а ж н е н и е в распознавании имен существительных 1-го склонения.

– Выпишите существительные 1-го склонения. Выделите окончания.

Тепло, лампа, стол, нога, дядя, дедушка, карта, дверь, ветка, мороз, гора, варежка, облако, коробка, книга, труд, характер, песня.

По окончании работы учащиеся сверяют свои работы с словами, написанными на доске.

2. О р ф о г р а ф и ч е с к а я м и н у т к а.

Вставьте пропущенные безударные окончания.

К маск.., без замазк.., без щепк.., к мимоз.., без картошк.., к оград.., к окраин.., к газет.., для выставк.., на качалк.., о лавочк.., о пап.., от вишн..

II. Формирование новых знаний. Ознакомление с существительными, относящимися ко 2-му склонению.

1. Упражнение 47 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Относятся эти существительные к существительным 1-го склонения? Почему?

– Что общего у этих существительных? (Именительный падеж, единственное число.)

– Какие окончания у этих существительных?

– Прочитайте сведения о языке на с. 90. К какому склонению относятся эти слова?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 48.

– Прочитайте слова, данные в упражнении. Назовите существительные 2-го склонения. Докажите.

– Выпишите существительные в два столбика:

первый – существительные 1-го склонения;

второй – существительные 2-го склонения.

III. Словарная работа. Знакомство с новыми словарными словами.

1.

? Лексическое значение слова объясняет ученик.

– транспортное средство, оборудованное для перевозки пассажиров, грузов.

– Отгадайте з а г а д к у .

Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

? Этимология. Слово заимствовано из английского языка.

2. Календарь.

? Лексическое значение слова объясняет ученик.

Календарь – таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели.

– Отгадайте з а г а д к у.

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно круглый год

Точный счет он дням ведет.

? Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум – «справочник жрецов для своих расчетов». На Руси до последнего времени вместо слова календарь употребляли слово численник.

3.

? Лексическое значение слова на доске.

– изображение человека на картине или фотографии.

– Отгадайте з а г а д к у.

Забросил свой велосипед

И начал я писать… (портрет).

? Этимология. Слово образовано от французского портрэр – «рисовать». Изначально портрет – «нарисованное».

– К какому склонению относятся новые словарные слова?

– Составьте предложение с одним из слов.

IV. Сравнение падежных окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения.

1. Работа п о т а б л и ц е в упражнении 49.

Опираясь на вопросы, данные в упражнении 49, учащиеся под руководством учителя делают в ы в о д: написание падежных окончаний у существительных 2-го склонения зависит от типа основы, одушевленные они или неодушевленные.

Сверяют свой вывод с данным в учебнике на с. 92.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 51. Самостоятельная работа.

Просклоняйте существительные:

в а р и а н т I в а р и а н т II

класс соловей

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– От чего зависит написание падежных окончаний существительных мужского рода 2-го склонения?

– Как проверить написание безударных окончаний у существительных 2-го склонения?

Домашнее задание: упражнение 52.